АООП НОО НОДА 6.4

ОГЛАВЛЕНИЕ
АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С
НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
(вариант 6.4) ....................................................................................................................... 1
ОГЛАВЛЕНИЕ ................................................................................................................... 2
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ....................................................................................................... 3
1. Целевой раздел ........................................................................................................................ 4
1.1. Пояснительная записка ................................................................................................................ 4
2. Содержательный раздел ....................................................................................................... 13
2.1.Программа формирования базовых учебных действий ........................................................... 13
2.2 Программа учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области ...................14
2.3. Программа нравственного развития (воспитания) ..................................................................29
Программа «Нравственное развитие» .................................................................................... 29
2.4.Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа
жизни ..................................................................................................................................................35
2.5. Программа внеурочной деятельности ...................................................................................... 42
3. Организационный раздел ..................................................................................................... 43
3.1. Учебный план ............................................................................................................................. 43
Примерный календарный учебный график .................................................................................... 46
3.2. Система условий реализации АООП НОО обучающихся НОДА (вариант 6.4) ..................49

2

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Адаптированная
(далееАООП)

основная

начального

общеобразовательная

общего

образования

программа

(далее

НОО)

для

обучающихся с НОДА – это образовательная программа, адаптированная для
обучения

детей

с

нарушениями

опорно-двигательного

аппарата,

учитывающая особенности их психофизического развития, индивидуальные
возможности,

обеспечивающая

коррекцию

нарушений

развития

и

социальную адаптацию.
Адаптированная основная образовательная программа начального
общего образования для обучающихся с НОДА определяет содержание
образования, ожидаемые результаты и условия ее реализации.
Нормативно-правовую базу разработки АООП НОО для обучающихся
с НОДА составляют:


Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в

Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013
N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);


Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

начального общего образования для обучающихся с ОВЗ;


Нормативно-методические документы Минобрнауки Российской

Федерации и другие нормативно-правовые акты в области образования;


Примерная

адаптированная

основная

общеобразовательная

программа начального общего образования (ПрАООП) на основе ФГОС для
обучающихся с ОВЗ;


Устав образовательной организации.

Принципы и подходы к формированию адаптированной основной
общеобразовательной программы начального общего образования
обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

3

1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Цель реализации АООП НОО
Общие характеристики, направления, цели и практические задачи
учебных предметов основываются на индивидуальных возможностях и
индивидуальных образовательных потребностях обучающегося с ТМНР.
Обучающийся с умственной отсталостью (в умеренной, тяжелой или
глубокой степени; с тяжелыми и множественными нарушениями развития),
интеллектуальное развитие которого не позволяет освоить АООП (вариант
6.3.) либо он испытывает существенные трудности в ее освоении, получает
образование по варианту 6.4. АООП, на основе которой разработана
специальная
учитывающую

индивидуальная

образовательная

индивидуальные

программа

образовательные

(СИОП),

потребности

обучающегося.
Принципы и подходы к формированию АООП НОО
В основу разработки АООП НОО для обучающихся с нарушениями
опорно-двигательного

аппарата

заложены

дифференцированный

и

деятельностный подходы.
Дифференцированный подход к построению АООП НОО для детей с
НОДА предполагает учет особых образовательных потребностей этих
обучающихся, которые проявляются в неоднородности возможностей
освоения содержания образования. Это предусматривает возможность
создания с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития
разных вариантов образовательной программы, в том числе и на основе
индивидуального учебного плана. Варианты АООП создаются в соответствии
с дифференцированно сформулированными в ФГОС НОО обучающихся с
НОДА требованиями к:
- структуре образовательной программы;
- условиям реализации образовательной программы;
- результатам образования.
4

Применение
образовательных

дифференцированного
программ

подхода

обеспечивает

к

разнообразие

созданию
содержания,

предоставляя детям с НОДА возможность реализовать индивидуальный
потенциал развития.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях
отечественной

психологической

науки,

раскрывающих

основные

закономерности процесса обучения и воспитания обучащихся, структуру
образовательной деятельности с учетом общих закономерностей развития
детей с нормальным и нарушенным развитием.
Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что
развитие личности обучающихся с НОДА младшего школьного возраста
определяется

характером

организации

доступной

им

деятельности

(предметно-практической и учебной).
Основным

средством

реализации

деятельностного

подхода

в

образовании является обучение как процесс организации познавательной и
предметно-практической

деятельности

обучающихся,

обеспечивающий

овладение ими содержания образования.
В контексте разработки АООП начального общего образования для
обучающихся с НОДА реализация деятельностного подхода обеспечивает:


придание результатам образования социально и личностно

значимого характера;


прочное усвоение обучающимися с НОДА знаний и опыта

разнообразной деятельности и поведения, возможность их самостоятельного
продвижения в изучаемых образовательных областях;


существенное повышение мотивации и интереса к учению,

приобретению нового опыта деятельности и поведения;


обеспечение условий для общекультурного и личностного

развития обучающихся с НОДА на основе формирования универсальных
учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение ими
системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов),
5

позволяющих продолжить образование на следующей ступени, но и
жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.
В

основу

формирования

общеобразовательной

программы

адаптированной

начального

общего

основной
образования

обучающихся с НОДА положены следующие принципы:
- принципы государственной политики РФ в области образования 1
(гуманистический

характер

образования,

единство

образовательного

пространства на территории Российской Федерации, светский характер
образования,

общедоступность

образования,

адаптивность

системы

образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся
и воспитанников и др.);
- принцип учета типологических и индивидуальных образовательных
потребностей обучающихся;
- принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
- принцип развивающей направленности образовательного процесса,
ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его
«зоны

ближайшего

развития»

с

учетом

особых

образовательных

потребностей;
- онтогенетический принцип;
- принцип преемственности, предполагающий при проектировании
АООП ориентировку на программу основного общего образования, что
обеспечивает непрерывность образования обучающихся с НОДА;
-

принцип

целостности

содержания

образования:

содержание

образования едино; в основе структуры содержания образования лежит не
понятие предмета, а понятие «образовательной области»;
-

принцип

направленности

на

формирование

деятельности,

обеспечивает возможность овладения детьми с НОДА всеми видами
доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами
1

Статья 3 часть 1 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в
Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от
23.07.2013 N 203-ФЗ).
6

познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и
нормативным поведением;
- принцип переноса знаний и умений и навыков и отношений,
сформированных в условиях учебной ситуации, в деятельность в жизненной
ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной
ориентировке и активной деятельности в реальном мире, в действительной
жизни;
- принцип сотрудничества с семьей.
Общая характеристика АООП НОО
Для

таких

обучающихся

с

интеллектуального развития с
двигательного

аппарата,

характерно

сочетание

нарушений

нарушениями зрения, слуха, опорно-

расстройствами

аутистического

спектра

и

эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени и
сочетающимися в разных вариантах.
АООП НООобучающихся с умственной отсталостью и ТМНР (вариант
6.4.) включает: обязательную часть и часть, формируемую участниками
образовательных отношений.
АООП реализуется образовательной организацией через урочную и
внеурочную

деятельность

в

соответствии

с

санитарно -

эпидемиологическими правилами и нормами, а также другими нормативноправовыми документами.
Психолого-педагогическая

характеристика

обучающихся

с

умственной отсталостью и ТМНР
Дети

имеют

тяжёлые

опорно-двигательные

нарушения

неврологического генеза и, как следствие, полную или почти полную
зависимость от посторонней помощи в передвижении, самообслуживании и
предметной деятельности. Большинство детей этой группы не могут
самостоятельно удерживать своё тело в сидячем положении. Спастичность
конечностей часто осложнена гиперкинезами. Процесс общения затруднен в
связи с несформированностью языковых средств и речемоторных функций
7

порождения экспрессивной речи. Степень умственной отсталости колеблется
от выраженной до глубокой. Дети данной группы с менее выраженным
интеллектуальным недоразвитием имеют предпосылки для формирования
представлений, умений и навыков, значимых для социальной адаптации
детей. Так, у большинства детей проявляется интерес к общению и
взаимодействию, что позволяет обучать детей пользоваться невербальными
средствами коммуникации (жесты, мимика, графические изображения и др.);
наличие отдельных двигательных действий (захват, удержание предмета,
контролируемые движения шеи и др.), создаёт предпосылки для обучения
детей выполнению доступных операций самообслуживания и предметнопрактической деятельности. Обучение строится с учётом специфики
развития каждого ребёнка, а также в соответствии с типологическими
особенностями развития детей с тяжёлыми и множественными нарушениями.
Особые образовательные потребности обучающихся с умственной
отсталостью и ТМНР
Особые образовательные потребности у детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата задаются спецификой двигательных нарушений, а
также спецификой нарушения психического развития, и определяют особую
логику построения учебного процесса, находят своё отражение в структуре и
содержании образования. Наряду с этим можно выделить особые по своему
характеру потребности, свойственные всем обучающимся с НОДА:


обязательность

непрерывности

коррекционно-развивающего

процесса, реализуемого, как через содержание образовательных областей, так
и в процессе индивидуальной работы;


требуется

введение

в

содержание

обучения

специальных

разделов;


необходимо использование специальных методов, приёмов и

средств обучения (в том числе специализированных компьютерных и
ассистивных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных путей»
обучения;
8



индивидуализация обучения в соответствии с потенциальными

возможностями;


наглядно-действенный характер содержания образования и

упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе
образования;


специальное обучение «переносу» сформированных знаний и

умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;


специальная помощь в развитии возможностей вербальной и

невербальной коммуникации;


коррекция произносительной стороны речи; освоение умения

использовать речь по всему спектру коммуникативных ситуаций;


обеспечение особой пространственной и временной организации

образовательной среды;


максимальное расширение образовательного пространства –

выход за пределы образовательного учреждения.
Для этой группы учет особенностей и возможностей обучающихся
реализуется как через образовательные условия, так и через содержательное
и смысловое наполнение учебного материала. Усиление практической
направленности

обучения

с

индивидуальной

дифференцированностью

требований в соответствии с особенностями усвоения учебного материала
обучающимися с тяжелыми множественными нарушениями развития.
1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися
с умственной отсталостью и ТМНР адаптированной основной
общеобразовательной программы начального общего образования и
программы коррекционной работы
В соответствии с требованиями ФГОС для детей с ОВЗ применительно
к варианту 6.4. адаптированной основной общеобразовательной программы
результативность обучения оценивается строго индивидуально с учетом
особенностей психофизического развития и особых образовательных
потребностей каждого обучающегося. В связи с этим, требования к
результатам освоения образовательных программ представляют собой
9

описание

возможных

результатов

образования

данной

категории

результатам

освоения

обучающихся.
Стандарт

устанавливает

требования

к

обучающимися с умственной отсталостью АООП, которые рассматриваются
в

варианте

6.4.

как

возможные

(примерные)

и

соразмерные

с

индивидуальными возможностями и специфическими образовательными
потребностям обучающихся. Требования устанавливаются к результатам:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к
саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию,
ценностно-смысловые

установки

обучающихся,

отражающие

их

индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные
качества;
предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения
учебного предмета опыт специфической для данной предметной области
деятельности по получению нового знания и его применению.
Возможные

личностные

результаты

освоения

адаптированной

образовательной программызаносятся вСИОП и должны отражать:
1) формирование основ персональной идентичности, осознание своей
принадлежности к определенному полу; осознание себя, как гражданина
России;
2) формирование социально ориентированного взгляда на окружающий
мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной
частей;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению;
4)

овладение

начальными

навыками

адаптации

в

динамично

изменяющемся и развивающемся мире;
5) освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына/дочери,
пассажира, покупателя и т.д.) развитие мотивов учебной деятельности и
формирование личностного смысла учения;
10

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои
поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых
правилах;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить
выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
1.3. Система оценки достижения обучающимися с умственной
отсталостью и ТМНР планируемых результатов освоения
адаптированной основной общеобразовательной программы начального
общего образования и программы коррекционной работы
Система оценки результатов включает характеристику выполнения
обучающимся

СИОП,

отражающую

взаимодействие

следующих

компонентов образования:
 что обучающийся должен знать и уметь на данной ступени
образования,
 что из полученных знаний и умений он может и должен
применять на практике,
 насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
При оценке результативности обучения обучающихся особо важно
учитывать, что у детей могут быть вполне закономерные затруднения в
освоении отдельных предметов и даже областей, но это не должно
рассматриваться как показатель неуспешности их обучения и развития в
целом.

11

Для выявления возможной результативности обучения должен быть
учтен ряд факторов:


особенности текущего психического и соматического состояния

каждого обучающегося;


в процессе предъявления заданий должны использоваться все

доступные обучающемуся средства невербальной коммуникации (предметы,
жесты, фотографии, рисунки, пиктограммы, электронные технологии) и
речевые средства (устная, письменная речь);


формы

выявления

возможной

результативности

обучения

должны быть вариативными и разрабатываться индивидуально в тесной
связи с практической деятельностью детей;


способы выявления умений и представлений обучающихся с

ТМНР могут быть представлены как в традиционных, так и других формах, в
том числе в виде выполнения практических заданий;

должна

в процессе предъявления и выполнения заданий обучающимся
оказываться

необходимая

помощь,

которая

может

носить

разнообразный характер (дополнительные словесные и жестовые инструкции
и уточнения, выполнение ребенком задания по образцу, по подражанию,
после частичного выполнения взрослым, совместно с взрослым);


при оценке результативности достижений необходимо учитывать

уровень выполнения и степень самостоятельности ребенка (самостоятельно,
самостоятельно по образцу, по инструкции, с небольшой или значительной
физической помощью, вместе с взрослым).


выявление результативности обучения должно быть направлено

не только на определение актуального уровня развития, но и «зоны
ближайшего», а для некоторых обучающихся «зоны отдаленного развития»,
т.е. возможностей потенциального развития.


выявление представлений, умений и навыков обучающихся с

умственной отсталостью и ТМНР в каждой образовательной области должно
12

создавать основу для дальнейшей корректировки СИОП, конкретизации
плана дальнейшей коррекционно-развивающей работы.
Оценка отражает степень самостоятельности обучающегося при
выполнении действий, операций, направленных на решении конкретных
жизненных задач, сформулированных в СИОП. Оценка фиксирует насколько
самостоятельно или с помощью (значительной или частичной физической, по
образцу, подражанию или по инструкции и т.д.) обучающийся выполняет
осваиваемые действия

и

насколько

он

использует

сформированные

представления для решения жизненных задач.
Оценка результатов образования представляется в виде характеристики
по каждому предмету, включенному в СИОП обучающегося, а анализ
результатов позволяет оценить динамику развития его жизненной
компетенции.
Для

оценки

результатов

развития

жизненной

компетенции

обучающегося предлагается использовать метод экспертной группы (на
междисциплинарной основе). Экспертная группа
заинтересованных

участников

образовательного

включает в состав
процесса,

тесно

контактирующих с ребёнком, включая членов его семьи. Задачей экспертной
группы является выработка согласованной оценки достижений ребёнка в
сфере жизненной компетенции. Основой служит анализ поведения ребёнка и
динамики его развития в повседневной жизни. Результаты анализа должны
быть представлены в удобной и понятной всем членам группы форме оценки,
характеризующей наличный уровень жизненной компетенции.
2. Содержательный раздел
2.1.Программа формирования базовых учебных действий
Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся
должна содержать задачи формирования учебного поведения, умения
выполнять задания в течение определенного периода времени, от начала до
конца; умение самостоятельно переходить от одного действия (операции) к
другому в соответствии с расписанием (действий) занятий и т.д.
13

2.2 Программа учебных предметов, курсов
коррекционно-развивающей области
Язык и речевая практика
Общение и чтение
1) Овладение доступными средствами коммуникации и общения –
вербальными и невербальными.


Способность понимать обращенную речь, понимать смысл

доступных

невербальных графических знаков (рисунков, фотографий,

пиктограмм и др. графических изображений), неспецифических жестов.


Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации:

воспроизводящими заменяющими речь устройствами (коммуникаторы,
персональные компьютеры и др.), коммуникативными тетрадями, жестом,
взглядом и др.
2) Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в
практике экспрессивной и импрессивной речевой деятельности для решения
соответствующих возрасту житейских задач.


Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его,

используя невербальные и вербальные средства, соблюдая общепринятые
правила общения.


Умение использовать средства альтернативной коммуникации в

процессе общения: использование предметов для выражения потребностей
путем указания на них жестом, взглядом; пользование индивидуальными
коммуникативными тетрадями с графическими изображениями объектов и
действий путем указательного жеста; использование доступных жестов для
передачи

сообщений;

общение

с

помощью

электронных

средств

коммуникации (коммуникатор, планшет и др.)
3) Развитие речи как средства общения в тесной связи с познанием
окружающего мира, личным опытом ребенка.


Понимание слов, обозначающих объекты, явления природы,

рукотворного мира.
14



Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал

в коммуникативных ситуациях.


Различение и узнавание напечатанных слов, обозначающих имена

людей, названия хорошо известных предметов и действий


Чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла

узнаваемого слова.
Письмо


Умение при возможности писать буквы, слоги, слова



Выполнение

письменных

упражнений

по

учебнику

в

соответствии с заданием (по физическим возможностям ребенка).


Списывание рукописного и печатного текстов целыми словами и

словосочетаниями.
Математика.
Математические представления
1) Элементарные математические представления о цвете, форме,
величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные
представления.


Умение различать и сравнивать предметы по цвету, форме,

величине.


Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на

плоскости. Умение различать, сравнивать и преобразовывать множества
(один – много, большой – маленький и т.д.).


Умение

различать

части

суток,

соотносить

действие

с

временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность
событий, определять время по часам, соотносить время с началом и концом
деятельности.
2) Представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом
числа

в

доступных

ребенку

пределах,

арифметических задач с опорой на наглядность.
15

счет,

решение

простых



Умение соотносить число с соответствующим количеством

предметов, обозначать его цифрой.


Умение пересчитывать предметы в доступных ребенку пределах.



Умение представлять множество двумя другими множествами в

пределах 5-ти.


Умение обозначать арифметические действия знаками.



Умение решать задачи на увеличение и уменьшение на несколько

единиц.
3) Овладение способностью пользоваться математическими знаниями
при решении соответствующих возрасту житейских задач.


Умение обращаться с деньгами, рассчитываться ими и разумно

пользоваться карманными деньгами и т.д.


Умение определять длину, вес, объем, температуру, время,

пользуясь мерками и измерительными приборами.


Умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия.



Умение

распознавать

цифры,

обозначающие

номер

дома,

квартиры, автобуса, телефона и др.
Искусство
Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация)
1) Освоение средств изобразительной деятельности и их использование
в повседневной жизни.


Интерес к доступным видам изобразительной деятельности.



Умение использовать инструменты и материалы в процессе

доступной изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация).


Умение использовать различные изобразительные технологии в

процессе рисования, лепки, аппликации.
2) Способность к совместной и самостоятельной изобразительной
деятельности.


Получение

удовольствия,
16

радости

от

изобразительной

деятельности.


Стремление

с

собственной

творческой

деятельности,

демонстрация результата своей работы.


Умение выражать свое отношение к результатам собственной и

чужойтворческой деятельности.
3) Готовность к участию в совместных мероприятиях.


Получение положительных впечатлений от взаимодействия в

процессе совместной творческой деятельности.


Умение использовать навыки, полученные на занятиях по

изобразительной деятельности, для изготовления творческих работ, участия в
выставках поделок, конкурсах рисунков.
Музыка.
1) Развитие восприятия, накопление впечатлений и практического
опыта в процессе слушания музыки, просмотра музыкально-танцевальных,
вокальных и инструментальных выступлений, активного участия в игре на
доступных музыкальных инструментах, движении под музыку, пении.

(слушание,

Интерес
пение,

к

различным

движение

видам

под

музыкальной

музыку,

игра

на

деятельности
музыкальных

инструментах).


Умение слушать разную по

характеру музыку и двигаться в

соответствии с характером музыкального произведения.


Освоение

приемов

игры

на

музыкальных

инструментах,

сопровождение мелодии игрой на музыкальных инструментах.


Получение

удовольствия,

радости

от

совместной

и

самостоятельноймузыкальной деятельности.
2) Готовность к участию в совместных музыкальных мероприятиях.


Умение получать радость от совместной и самостоятельной

музыкальной деятельности.


Умение использовать навыки, полученные на занятиях по
17

музыкальной деятельности, для участия в представлениях, концертах,
спектаклях.
Естествознание
Развитие речи и окружающий природный мир
1) Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене
времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умения
адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям.


Интерес к объектам и явлениям неживой природы.



Расширение представлений об объектах неживой природы (огне,

почве, земле, воздухе, лесе, луге, реке, водоемах, формах земной
поверхности, полезных ископаемых).


Представления о временах года, характерных признаках времен

года, погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека.
2) Представления о животном и растительном мире, их значении в
жизни человека.


Интерес к объектам живой природы.



Расширение представлений о животном и растительном мире

(грибах, ягодах, птицах, рыбах и т.д.).


Умение заботливо и бережно

относиться к растениям и

животным, ухаживать за ними.


Умение соблюдать правила поведения в природе (в лесу, у реки и

др.).
3) Элементарные представления о течении времени.


Умение различать части суток, дни недели, месяцы, их

соотнесение с временем года.


Представления о течении времени: смена событий дня, суток, в

течение недели, месяца и т.д.
Человек
Жизнедеятельность человека
18

-Формирование представлений о себе, осознание общности и различий
с другими.


Представления о собственном теле.



Распознавание своих ощущений и обогащение сенсорного опыта.



Соотнесение себя со своим именем, своим изображением на

фотографии, отражением в зеркале.


Отнесение себя к определенному полу.



Умение определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать свои

интересы, желания.


Умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст,

пол, место жительства, свои интересы, хобби и др.


Представления о возрастных изменениях человека, адекватное

отношение к своим возрастным изменениям.
-Представления о мире, созданном руками человека


Интерес к объектам, изготовленным руками человека.



Представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом

объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка, и др.), о
транспорте и т.д.


Умение

соблюдать элементарные правила безопасности

в

повседневной жизнедеятельности.
-Расширение
первоначальными

представлений

об

окружающих

представлениями

о

людях:

социальной

овладение
жизни,

о

профессиональных и социальных ролях людей.


Представления о профессиях людей, окружающих ребенка

(учитель, повар, врач, водитель и т.д.).


Представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход,

покупатель и т.д.), правилах поведения согласно социальной роли.


Определение круга своих социальных ролей, умение вести себя в

конкретной ситуации соответственно роли.
19

-Освоение навыков учебной деятельности и накопление опыта
продуктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.


Умение соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной

деятельности, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая
адекватную дистанцию и формы контакта соответствующих возрасту и полу
ребенка.
-Стремление находить друзей, участвовать в коллективных играх,
мероприятиях, занятиях, организовывать личное пространство и время
(учебное и свободное).


Умение находить друзей на основе личностных симпатий.



Умение строить дружеские отношения, оказывать поддержку и

взаимопомощь, сопереживать, сочувствовать.


Умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой

и доступной трудовой деятельности.


Умение организовывать свободное время с учетом своих

интересов.
-Накопление

положительного

опыта

сотрудничества,

участия

в

общественной жизни.


Интерес к праздничным мероприятиям, желание принимать

участие в них, получение положительных впечатлений от взаимодействия в
процессе совместной деятельности.


Использование простейших эстетических ориентиров/эталонов в

быту, дома и в школе.


Умение

соблюдать

традиции

государственных,

семейных,

школьных праздников.
- Представления об обязанностях и правах ребенка.


Представления о праве на жизнь, на образование, на труд, на

неприкосновенность личности и достоинства и др.


Представления об обязанностях обучающегося, сына/дочери,
20

гражданина и др
- Формирование представления о России.


Представление о государственной символике.



Представление

о

значимых

исторических

событиях

и

выдающихся людях России.
3) Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту,
потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с
необходимыми оздоровительными процедурами.


Формирование умений определять свое самочувствие (как

хорошее или плохое), локализировать болезненные ощущения и сообщать о
них взрослым.


Умение соблюдать режимные моменты (чистка зубов утром и

вечером, мытье рук после посещения

туалета

и др.), чередовать их с

занятиями.
3) Представления о своей семье, взаимоотношениях в семье.


Представления о членах семьи, родственных отношениях в семье

и своей социальной роли, обязанностях членов семьи, бытовой и досуговой
деятельности семьи.
Самообслуживание
1) Умение решать постоянно возникающие жизненные задачи,
связанные с удовлетворением первоочередных потребностей.


Умение обслуживать себя или принимать помощь при одевании и

раздевании, приеме пищи и питье и других гигиенических процедурах.


Умение сообщать о своих потребностях.



Умение следить за своим внешним видом.

Адаптивная физкультура
1) восприятие собственного тела, осознание своих физических
возможностей и ограничений.
21



освоение

доступных

способов

контроля

над

функциями

собственного тела: сидеть, стоять, передвигаться (в т.ч. с использованием
технических средств);


освоение двигательных навыков, координации движений,

2)

Соотнесение

самочувствия

с

настроением,

собственной

активностью, самостоятельностью и независимостью


Умение

устанавливать

связь

телесного

самочувствия

с

физической нагрузкой: усталость после активной деятельности, болевые
ощущения в мышцах после физических упражнений.
Технологии
Предметные действия.
1) Овладение предметными действиями как необходимой основой для
самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой
деятельности.


Интерес к предметному рукотворному миру;



умение

выполнять

простые

действия

с

предметами

и

материалами;


умение соблюдать очередность (в парной игре с предметами, в

диалоге, при выполнении трудовых операций и др.);


умение следовать алгоритму / расписанию при выполнении

предметных действий.


Умение принимать посильное участие в повседневных делах дома

и в школе:


Умение выполнять доступные бытовые поручения (обязанности)

совместно со взрослыми.


Умение

взаимодействовать

с

окружающими

людьми

в

соответствии с общепринятыми нормами поведения, в доступной форме
оказывать поддержку и взаимопомощь, сопереживать, сочувствовать и
эмоционально реагировать на различные ситуации дома и в школе.
22

Программы коррекционных – развивающих курсов
Сенсорное развитие.
Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного
восприятия окружающей действительности. Первым шагом познания мира
является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического,
эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня
сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько полно ребенок
воспринимает окружающий мир. У детей с ТМНР сенсорный опыт спонтанно
не формируется. Чем более выражены нарушения развития ребенка, тем
большее значение в его жизни имеет чувственный

опыт, который

накапливается в процессе восприятия различных ощущений. Дети с ТМНР
наиболее чувствительными к воздействиям на сохранные анализаторы,
поэтому педагогически продуманный выбор средств и способов сенсорного
воздействия будет благоприятствовать их дальнейшему психическому и
физическому развитию.
Целью обучения является обогащение чувственного опыта через
целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы.
Программно-методический материал включает 5 разделов: «Зрительное
восприятие»,

«Слуховое

восприятие»,

«Кинестетическое

восприятие»,

«Восприятие запаха», «Восприятие вкуса».
Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого к
сложному. Сначала проводится работа, направленная на расширение
диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности.
Под активностью подразумеваются психические, физические, речевые
реакции ребенка, например: эмоционально-двигательная отзывчивость,
концентрация внимания, вокализация. В дальнейшем в ходе обучения
формируются сенсорно-перцептивные действия. Ребенок учится не только
распознавать свои ощущения, но и перерабатывать получаемую информацию,
что в будущем поможет ему лучше ориентироваться в окружающем мире.
Для

реализации

курса

необходимо
23

специальное

материально-

техническое оснащение, включающее: оборудованную сенсорную комнату,
сухой (шариковый) и водный бассейны, игрушки и предметы со световыми,
звуковыми эффектами, образцы материалов, различных по фактуре, вязкости,
температуре,

плотности,

сенсорные

панели,

наборы

аромобаночек,

вибромассажеры и т.д.
Содержание коррекционного курса.
Зрительное восприятие. Фиксация взгляда на лице человека. Фиксация
взгляда на неподвижном светящемся предмете. Фиксация взгляда на
неподвижном предмете, расположенном напротив ребенка, справа и слева от
него. Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным
предметом (по горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед/назад).
Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом.
Слуховое восприятие. Локализация неподвижного источника звука,
расположенного на уровне уха, плеча, талии. Прослеживание за близко
расположенным

перемещающимся

источником

звука.

Локализация

неподвижного удаленного источника звука. Соотнесение звука с его
источником. Нахождение объектов, одинаковых по звучанию.
Кинестетическое восприятие. Адекватная эмоционально-двигательная
реакция на прикосновения человека. Адекватная реакция на соприкосновение
с материалами (дерево, металл, клейстер, пластмасса, бумага, вода и др.),
различными по

температуре (холодный, теплый),

фактуре (гладкий,

шероховатый), вязкости (жидкий, густой, сыпучий). Адекватная реакция на
вибрацию, исходящую от объектов. Адекватная реакция на давление на
поверхность тела. Адекватная реакция на положение тела (горизонтальное,
вертикальное). Адекватная реакция на положение частей тела. Адекватная
реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей.
Различение

материалов

по

характеристикам

(температура,

фактура,

влажность, вязкость).
Восприятие запаха. Адекватная реакция на запахи. Различение
объектов по запаху.
24

Восприятие вкуса. Адекватная реакция на продукты, различные по
вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый) и консистенции
(жидкий, твердый, вязкий, сыпучий). Узнавание продукта по вкусу.
Различение основных вкусовых качеств продуктов (горький, сладкий,
кислый, соленый).
Предметно-практические действия
Вследствие органического поражения ЦНС процессы восприятия,
памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или
искажены, поэтому формирование предметных действий происходит со
значительной задержкой. У многих детей с ТМНР, достигших школьного
возраста, действия с предметами остаются на уровне неспецифических
манипуляций. В этой связи ребенку необходима специальная обучающая
помощь, направленная на формирование разнообразных видов предметнопрактической
элементарных

деятельности.
специфических

Обучение

начинается

манипуляций,

с

которые

формирования
со

временем

преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными
предметами и материалами.
Целью

обучения

является

формирование

целенаправленных

произвольных действий с различными предметами и материалами.
Программно-методический материал включает 2 раздела: «Действия с
материалами», «Действия с предметами».
В процессе обучения дети знакомятся с различными предметами и
материалами и осваивают действия с ними. Сначала формируются приемы
элементарной предметной деятельности, такие как: захват, удержание,
перекладывание и др., которые в дальнейшем используются в разных видах
продуктивной

деятельности:

изобразительной,

доступной

бытовой

и

трудовой деятельности, самообслуживании.
Материально-техническое оснащение учебного предмета «Предметнопрактические действия» включает: предметы для нанизывания на стержень,
шнур, нить (кольца, шары, бусины), звучащие предметы для встряхивания,
25

предметы для сжимания (мячи различной фактуры, разного диаметра),
вставления (стаканчики одинаковой величины) и др.
Содержание коррекционного курса.
Действия с материалами. Сминание материала. Разрывание материала.
Размазывание материала. Разминание материала. Пересыпание материалов.
Переливание материалов. Наматывание материала.
Действия с предметами. Захват, удержание, отпускание предмета.
Встряхивание предмета. Толкание предмета. Вращение предмета. Нажимание
на предмет (всей рукой, пальцем). Сжимание предмета (двумя руками, одной
рукой, пальчиками). Тянуть предмет. Вынимание предметов. Складывание
предметов. Перекладывание предметов. Вставление предметов. Нанизывание
предметов.
Двигательное развитие
Двигательная

активность

является

естественной

потребностью

человека. Развитие двигательных навыков необходимо для нормальной
жизнедеятельности всех систем и функций человека. У большинства детей с
ТМНР

имеются

тяжелые

нарушения

опорно-двигательных

функций,

значительно ограничивающие возможности самостоятельной деятельности
обучающихся. Поэтому работа по поддержанию и развитию способности к
движению и функциональному использованию двигательных навыков
является целью данного коррекционного курса.
Целенаправленное двигательное развитие в рамках курса происходит
на специально организованных занятиях, проводимых инструкторами
лечебной физкультуры и/или учителями адаптивной физкультуры.
Содержание коррекционного курса.
поддержание жизненно-важных функций организма (дыхание, работа
сердечно-сосудистой системы и других внутренних органов);
мотивация двигательной активности;
поддержка и развитие имеющихся движений, расширение диапазона
движений и профилактика возможных нарушений;
26

обучение переходу из одной позы в другую;
освоение новых способов передвижения (включая передвижение с
помощью технических средств реабилитации);
формирование

функциональных

двигательных

навыков,

которые

ребенок в дальнейшем научится использовать в повседневной жизни;
развитие функции руки, в том числе мелкой моторики;
формирование ориентировки в пространстве;
обогащение сенсомоторного опыта.
Техническое

оснащение

курса

включает:

технические

средства

реабилитации (кресла-коляски, ходунки, вертикализаторы); средства для
фиксации ног, груди, таза; мягкие формы и приспособления для придания
положения

лежа,

сидя,

стоя;

ограничители;

автомобильные

кресла;

гимнастические мячи различного диаметра, гамак, тележки, коврики,
специальный велосипед, тренажеры («Пони», «Мотомед» и др.), подъемники
и др.
Альтернативная коммуникация.
Общение – это неотъемлемая составляющая жизни человека. Каждый
человек занимает в обществе определенное место и всегда находится в какихлибо отношениях с другими окружающими людьми. Для ребенка с ТМНР
обучение общению представляет большую значимость. Его учат выражать
свои желания, нужды, просить о помощи, реагировать на слова говорящих с
ним людей. Эта способность является тем средством, с помощью которого он
адаптируется в окружающем мире и учится жить в нем. Ребенок с ТМНР, не
владеющий вербальной речью, становится непонятным окружающим, что
затрудняет полноценное общение с ним. Выходом из этой ситуации является
обучение ребенка использованию альтернативных средств коммуникации.
Альтернативные средства общения могут использоваться для дополнения
речи (если речь невнятная, смазанная) или замены речи (в случае ее
отсутствия).
Коррекционная работа в рамках курса тесно взаимосвязана с обучением
27

по предмету «Общение». Приоритетной задачей коррекционного курса
является обучение детей альтернативной коммуникации как средству, а в
рамках

предмета

«Общение»

происходит

обучение

детей

умению

пользоваться этим средством.
Техническое оснащение курса включает: предметы, графические
изображения, знаковые системы, таблицы букв, карточки с напечатанными
словами, наборы букв,

коммуникативных таблиц и коммуникативные

тетради, записывающие устройства (например: Language Master “Big Mac”,
“Step by step”, “GoTalk”, “MinTalker” и др.), а также компьютерные програмы
(например: PicTop) и синтезирующие речь устройства (например: Apple iPad
и программа «Общение» и др.).
Содержание коррекционного курса.
Освоение доступных средств невербальной коммуникации: взгляда,
мимики, жеста, предмета, графического изображения, знаковой системы.
Освоение таблицы букв, карточек с напечатанными словами, набора
букв как средства коммуникации.
Составление коммуникативных таблиц и коммуникативных тетрадей
для общения в школе, дома и в других местах.
Освоение

технических

коммуникативных

устройств,

например,

записывающих устройств: Language Master “Big Mac”, “Step by step”,
“GoTalk”,

“MinTalker”

и

др.,

а

также

компьютерных

устройств,

синтезирующих речь, например, Apple iPad (программа «Общение» и др.).
Коррекционно-развивающие занятия
Коррекционно-развивающие занятия направлены:
на реализацию особых образовательных потребностей обучающихся с
ТМНР не предусмотренных содержанием программ по учебным предметам;
на дополнительную помощь в освоении отдельных действий и
представлений, которые оказываются для обучающихся особенно трудными;
на

развитие

индивидуальных

творческого потенциала.
28

способностей

обучающихся,

их

Возможности усвоения программного материала у разных детей с
ТМНР определяют объем и содержание необходимой помощи каждому
обучающемуся. Учитывая особенности психофизического

развития и

индивидуальные возможности конкретного обучающегося, образовательная
организация может расширить содержание включенного в СИОП учебного
предмета дополнительными задачами.
2.3. Программа нравственного развития (воспитания)
Программа нравственного развития (воспитания)обучающихся с ТМНР
направлена на обеспечение их нравственного развития в единстве урочной,
внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической
работе образовательной организации, семьи и других институтов общества.
В основу этой Программы положены ключевые воспитательные задачи,
базовые национальные ценности российского общества, общечеловеческие
ценности

в

контексте

формирования

у

них

нравственных

чувств,

нравственного сознания и поведения.
Программа обеспечивает:


организацию

системы

воспитательных

мероприятий,

позволяющих обучающемуся использовать на практике полученные знания и
усвоенные модели и нормы поведения;


формирование целостной образовательной среды, включающей

урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающей
историко-культурную, этническую и региональную специфику.
Программа «Нравственное развитие»
Программа «Нравственное развитие» разработана в соответствии с
требованиями ФГОС образования обучающихся с ТМНР и умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Нравственное развитие ребенка происходит в процессе формирования
устойчивых качеств, потребностей, чувств, способов поведения на основе
общепринятых моральных и нравственных норм. Для превращения базовых
общепринятых ценностей в личностные смыслы и ориентиры необходимо
29

понимание ребенком их значимости, определения собственного отношения к
ним, формирования опыта применения ценностей на практике.
В связи со сложностью осмысления абстрактных понятий, для детей и
подростков с выраженными интеллектуальными нарушениями, с ТМНР этот
процесс представляет значительную трудность. Вместе с тем, опыт
показывает, что дети с нарушениями интеллекта усваивают общепринятые
ценности и нормы, если их содержанием наполняется каждодневная
деятельность особого ребенка в доступной для его понимания форме и
объеме.
Целью программы нравственного развития является развитие личности
школьника на основе общепринятых ценностей и норм, культурноисторических традиций.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
1. Формирование
нравственных
ориентиров
на
основе
общечеловеческих ценностей,
2. Формирование доверительного отношения к сверстникам, к
окружающим взрослым людям, оказывающим помощь и поддержку
обучающемуся.
3. Формирование осмысленного отношения к происходящему,
понимания значимости событий, которые происходят в жизни людей.
4. Формирование представления о семейных ценностях, уважения к
близким людям, членам семьи.
5. Формирование взаимодействия с окружающими на основе
общекультурных норм и правил социального поведения.
6. Формирование уважительного отношения к историческим и
национальным традициям страны, ориентация в религиозных
ценностях.
Выбор содержания определяется интересами, потребностями,
особенностями возрастного и индивидуального развития обучающихся.
Программа включает следующие направления нравственного
развития обучающихся:
1. Осмысление ценности жизни (своей и окружающих). Развитие
способности замечать и запоминать происходящее, радоваться новому дню,
неделе, месяцу, сезону замечая какие события, встречи, изменения
происходят в жизни; на доступном уровне осознавать значимость этих
30

событий для каждого по отдельности и для всех людей. Содержание данного
направления реализуется на всех предметах, коррекционных курсах и в
ходе внеурочной деятельности.
2. Отношение к себе и к другим, как к самоценности. Воспитание
чувства уважения к человеку. Формирование нравственных норм начинается
в семье, когда ребенок знакомится с элементарными представлениями о том,
что такое хорошо и что такое плохо, учится придерживаться установленных
правил (помогать старшим, не брать чужого без разрешения и др.). Ребенок
учится доброжелательно относиться к окружающим, устанавливать контакт,
общаться и взаимодействовать с людьми. Взрослый поддерживает у ребенка
положительные эмоции и добрые чувства в отношении окружающих с
использованием общепринятых форм общения, как вербальных, так и
невербальных. Независимо от степени тяжести нарушений у ребенка
окружающие взрослые общаются с ним как с обычным ребенком, без
проявлений жалости, которая унижает человеческое достоинство
развивающейся личности. Отношение к учащемуся с уважением его
достоинства – является основным требованием ко всем работникам
организации. Взрослый, являясь носителем нравственных ценностей, будет
примером для детей.
Содержание данного направления реализуется преимущественно на
уроках по развитию речи и альтернативной коммуникации, человек,
окружающий социальный мир, на коррекционном курсе альтернативная
и дополнительная коммуникация, в ходе внеурочной деятельности и во
время ухода.
3. Осмысление свободы и ответственности. Дети учатся выбирать
желаемый объект, деятельность, способ выражения своих желаний. Делая
выбор, они учатся принимать на себя посильную ответственность и понимать
результаты своих действий. Ребенок, на доступном ему уровне, учится
предвидеть последствия своих действий, понимать насколько его действия
соотносятся с нормами и правилами жизни людей. Выбирая ту или иную
деятельность, не всегда желаемую, но необходимую, ребенок учится
управлять своими эмоциями и поведением, у него формируются волевые
качества.
Содержание
данного
направления
реализуется
преимущественно на уроках по развитию речи и альтернативной
коммуникации, человек, окружающий социальный мир, на коррекционном
курсе альтернативная и дополнительная коммуникация, в ходе
внеурочной деятельности и во время ухода.
4. Укрепление веры и доверия. Выполняя поручения или задания,
ребенок учится верить в то, что «я смогу научиться делать это
31

самостоятельно», в то, что «мне помогут, если у меня не получится» и в то,
что «даже если не получится – меня все равно будут любить и уважать».
Взрослые (педагоги, родители) создают ситуации успеха, мотивируют
стремление ребенка к самостоятельным действиям, создают для него
атмосферу доверия и доброжелательности.
Формирование доверия к окружающим у ребенка с ТМНР
происходит посредством общения с ним во время занятий, внеурочной
деятельности, а также
ухода. Содержание этого направления
реализуется преимущественно на уроках по развитию речи и
альтернативной коммуникации, человек, окружающий социальный мир,
адаптивной
физической
культуре,
на
коррекционном
курсе
альтернативная и дополнительная коммуникация, сенсорное развитие, в
ходе внеурочной деятельности и во время ухода.
5. Взаимодействие с окружающими на основе общекультурных норм и
правил социального поведения. Усвоение правил совместной деятельности
происходит в процессе специально организованного общения, в игре, учебе,
работе, досуге. Для этого важны эталоны поведения, ориентиры
(«подсказки») и др. Таким эталоном для ребенка являются люди, живущие с
ним рядом и являющиеся носителями гуманистических ценностей и
социально одобряемых норм поведения. Любому ребенку, а с нарушением
интеллекта особенно, трудно понять смысл и содержание нравственных
категорий, поэтому их усвоение возможно только на основе общения,
совместной деятельности, подражания взрослым. Ребенок «впитывает в
себя» примеры и возможные способы реагирования на различные ситуации
повседневной жизни, копируя и примеряя на себя поведение взрослых.
Содержание данного направления реализуется преимущественно на
уроках по развитию речи и альтернативной коммуникации, человек,
окружающий социальный мир, профильный труд, домоводство, на
коррекционном курсе альтернативна коммуникация, в ходе внеурочной
деятельности, а также во время ухода и присмотра.
6. Ориентация в религиозных ценностях. Нравственное развитие
обучающихся ориентировано на доброту, любовь, уважение к другим людям,
сострадание, сочувствие, что соответствует православным ценностным
ориентациям, определяющим смысл жизни человека как непрерывное
духовно-нравственное его совершенствование. Ориентация в религиозных
ценностях на доступном уровне предпочтительна для семейного
воспитания. Работа по данному направлению происходит с учетом желания
и вероисповедания обучающихся и их семей и предполагает знакомство с
основными религиозными ценностями. Ребенку с нарушениями
32







интеллектуального развития сложно постичь смысл религиозного учения и
понять, почему верующие празднуют тот или иной праздник, почему ведут
себя определенным образом в храме, что происходит во время богослужения,
но участвуя в религиозных событиях, дети также усваивают нормы
поведения, связанные с жизнью верующего человека. Содержание данного
направления реализуется преимущественно на уроках по развитию речи
и альтернативной коммуникации, окружающий социальный мир, на
коррекционном курсе альтернативна коммуникация, в ходе внеурочной
деятельности.
Программа
нравственного
развития
обучающихся
с
интеллектуальными нарушениями реализуется в ходе урочной, внеурочной и
внешкольной деятельности в процессе совместной педагогической работы
образовательной организации, семьи и других институтов общества.
Основой
нравственного
развития
обучающихся
являются
идеи
сотрудничества, формирования единого воспитательного, развивающего
пространства, конструктивное взаимодействие специалистов с семьей.
Программа нравственного развития реализуется с учетом социокультурных
особенностей и традиций региона, во взаимодействии специалистов разных
ведомств, государственных и общественных организаций и семьи.
Результатом освоения программы нравственного развития являются
сформированные представления и нравственные нормы, которые
содержательно наполняют личностные результаты обучающихся.
Формируемые представления:
прощение, примирение, милосердие, честность, доброта, любовь, дружба,
ссора, друг, добро, зло, обида, плохой (хороший) поступок, красота,
уважение, помощь, скромность, конфликт, щедрость, ответственность,
Родина, история, вера, святыня, трудолюбие, справедливость, благодарность,
вежливость, усердие, сочувствие, отзывчивость, равнодушие, эгоизм,
жестокость, забота, уважение, доверие
Формируемые нравственные нормы.
Доброжелательно и уважительно относиться к окружающим (членам семьи,
сверстникам, членам школьного коллектива, учителям и др.).
Заботиться о близком человеке, товарище, о младших и старших, помогать
им.
Играть не ссорясь, вместе пользоваться игрушками, книгами.
Делиться игрушками, сладостями и др.
Помогать друг другу.
Отрицательно относиться к грубости, жадности.
33

 Радоваться своим успехам и успехам других.
 Излагать свои просьбы вежливо, употребляя слова «здравствуйте», «до
свидания», «пожалуйста», «извините», «спасибо» и т. д.
 Правильно оценивать хорошие и плохие поступки, свои поступки и
поступки других людей.
 Договариваться, уступать.
 Спокойно вести себя в помещении и на улице.
 Не перебивать говорящего, ждать, если человек занят.
 Быть вежливым: здороваться, прощаться, благодарить за помощь.
 Выражать несогласие с действиями обидчика; одобрять действия того, кто
поступил справедливо.
 Бережно относиться к вещам, использовать их по назначению, класть на
место.
 Сочувствовать.
 Быть отзывчивым.
 Помогать друг другу.
 Ограничивать свои желания.
 Преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели.
 Подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы
поведения.
 Любить и уважать людей, свою Родину: культуру, историю, святыни,
фольклор, традиции.
 Доверять взрослым, друг другу.
 Верить в свои силы, но при этом понимать и принимать ограничения.
Возможные личностные результаты нравственного развития:
 доверие к людям;
 соблюдение общепринятых норм поведения;
 дружеские отношения со сверстниками (в классе, школе); взаимопомощь,
взаимовыручка, сопереживание;
 уважительное отношение к людям, членам семьи, забота о старших и
младших;
 трудолюбие, бережливость;
 ответственность за свои действия, поступки, умение распорядиться свободой
выбора;
 стремление к справедливости, милосердию, доброте;
 любовь к Родине, своему народу, своему родному городу;
 уважительное отношение к историческим и национальным традициям
34
















страны.
Для реализации программы нравственного развития используются
различные методы и средства, основанные на деятельностном подходе, с
учетом индивидуальных возможностей и особенностей развития ребенка.
Возможные методы нравственного воспитания и развития.
методы стимуляции чувств и отношений (поощрение общепринятых форм
их проявления);
методы организации практического опыта общественного поведения
(приучение, показ действия, пример взрослых)
методы формирования нравственного поведения (приучение, упражнение,
руководство деятельностью)
методы воздействия (разъяснение, снятие напряжения, обращение к чувству)
метод доверительного взаимодействия (убеждение, обсуждение, разбор
конфликтных ситуаций)
методы организации и самоорганизации воспитательного коллектива
(коллективная игра, соревнование, совместная разработка единых
требований / правил)
методы формирования нравственных представлений, суждений, оценок
(беседа, чтение художественных произведений, рассматривание и
обсуждение картин, обсуждение проблемных ситуаций)
Возможные средства нравственного воспитания и развития.
Социальные средства – доброжелательная, уважительная атмосфера в семье,
совместная деятельность и общение детей, подростков и взрослых – игра,
труд, учение.
Природные средства – контакт с окружающей природной средой в ходе
прогулок, экскурсий, преобразование природной среды: работа с семенами,
саженцами, уход за растениями и животными и др.
Художественные средства – чтение художественной литературы, восприятие
изобразительного искусства, музыки, кино, театральных постановок и др.
2.4.Программа формирования экологической культуры, здорового и
безопасного образа жизни
Программа обеспечивает:


формирование

представлений

об

основах

экологической

культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе,
безопасного для человека и окружающей среды;
35



формирование познавательного интереса и бережного отношения

к природе;


пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье путем

соблюдения

правил

здорового

образа

жизни

и

организации

здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения;


формирование умений определять свое самочувствие (как

хорошее или плохое), локализировать болезненные ощущения и сообщать о
них взрослым;


умение соблюдать режимные моменты (чистка зубов утром и

вечером, мытье рук после посещения туалета и др.), чередовать их с
занятиями;


потребность содержать тело, одежду в чистоте, следить за своим

внешним видом;


формирование установок на использование здорового питания;



использование

оптимальных

двигательных

режимов

для

обучающихся с учетом их возрастных, психофизических особенностей;


развитие потребности

в занятиях адаптивной

физической

культурой;


соблюдение здоровьесозидающих режимов дня;



формирование

негативного

отношения

к

факторам

риска

здоровью обучающихся (сниженная двигательная активность, курение,
алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные
заболевания);


становление

табакокурение,

умений

противостояния

употребление

алкоголя,

вовлечению

наркотических

в
и

сильнодействующих веществ;


формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к

врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития,

36

состояния здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое
здоровье на основе использования навыков личной гигиены;


формирование умений безопасного поведения в окружающей

среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных)
ситуациях.
Программа
безопасного
образования

формирования

экологической

культуры, здорового

и

образа жизни разработана на основе требований ФГОС
обучающихся

с

ТМНР

и

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями).
Программа формирования экологической культуры, здорового и
безопасного образа жизни – это комплексная программа, направленная на
формирование представлений, личностных ориентиров и норм поведения,
обеспечивающих становление основы экологического сознания, сохранение
и укрепление физического, психического и социального здоровья как одного
из ценностных составляющих, способствующих всестороннему развитию
обучающихся, достижению возможных (планируемых) результатов освоения
второго

варианта

программы

адаптированной

образования

основной

обучающихся

с

общеобразовательной

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) – АООП.
Программа формирования экологической культуры, здорового и
безопасного образа жизни является составной частью АООП. Работа по
формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа
жизни обучающихся осуществляется на основе системно-деятельностного и
культурно-исторического подходов, с учетом природно-территориальных и
социокультурных особенностей региона и реализуется через урочную и
внеурочную деятельность в ходе совместной педагогической работы
образовательной организации, семьи и общества. Результатом освоения
программы

формирования

экологической

культуры,

здорового

и

безопасного образа жизни обучающихся являются компетенции, которые
позволят им стать более самостоятельными и независимыми в жизни.
37

Цель программы – сформировать у обучающихся ценностный взгляд на
природу и место человека в ней, бережное отношение к окружающей среде,
навыки безопасного поведения в природе и быту, мотивации к активному и
здоровому образу жизни (ЗОЖ).
Задачи:
 формирование представлений об основах экологической культуры на
примере экологически сообразного поведения в быту и природе,
безопасного для человека и окружающей среды;
 побуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование
заинтересованного

отношения

к

собственному

здоровью)

путем

соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения;
 формирование установок на использование здорового питания;
 создание двигательных режимов для детей с учетом их возрастных,
психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях
физической культурой и спортом;
 соблюдение здоровье-созидающих режимов дня;
 формирование негативного отношения к факторам риска здоровью детей
(сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и
другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);
 формирование готовности (при необходимости) безбоязненно обращаться
к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и
развития, состояния здоровья, развитие готовности самостоятельно
поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной
гигиены;
 формирование основ здоровье-сберегающей учебной культуры: умений
организовывать
сберегающие

успешную
условия,

учебную

выбирая

работу,

адекватные

создавая
средства

выполнения заданий с учетом индивидуальных особенностей;
38

здоровьеи

приемы

 формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и
простейших

умений

поведения

в

экстремальных

(чрезвычайных)

ситуациях;
 формирование познавательного интереса и бережного отношения к
природе.
Содержание программы представлено в виде возможных предметных и
личностных результатов.
Предметные

результаты

отражены

программах

учебных

предметов, коррекционных курсов и внеурочной деятельности.
Возможные личностные результаты включают:
 расширение представлений о себе, умение ценить природу, бережно
относиться к ней, сочувствовать и заботиться о представителях
животного и растительного мира;
 ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и
окружающих людей, умение соблюдать правила личной гигиены с
целью поддержания своего здоровья;
 интерес к занятиям физической культурой и спортом;
 негативное отношение к факторам риска здоровью (сниженная
двигательная

активность,

курение,

алкоголь,

инфекционные

заболевания);
 умение вести себя в соответствии с правилами поведения и
безопасности (в отношении к природе и людям);
 умение взаимодействовать с людьми, строить отношения на основе
поддержки и взаимопомощи, сопереживать, сочувствовать, проявлять
внимание.
В

зависимости

от

познавательных

возможностей

обучающиеся

осваивают: строение человека, особенности возрастных изменений, факторы,
укрепляющие здоровье и отрицательно влияющие на здоровье, правила
безопасного поведения дома, на улице, в общественных местах, на природе,
39

правила поведения в чрезвычайных ситуациях, которые могут возникнуть
дома, на улице, в общественном месте, на природе.
Программа формирования экологической культуры, здорового и
безопасного образа жизни включает два тематических блока: «Я и моё
здоровье» и «Я и природа».
Основными задачами педагогической работы в рамках данных блоков
определяются следующие:
1. «Я и мое здоровье».
Формирование представлений о
 строении собственного тела, назначении частей тела, органов,
возрастных изменений, происходящих в организме по мере взросления,
физического развития;
 собственных возможностях (я умею высоко прыгать, быстро бегать и
др.) и ограничениях (я не могу бегать, лазать по канату, ездить на
велосипеде и др.);
 наиболее опасных факторах риска для своего здоровья, жизни;
 режиме дня, осознания важности его соблюдения;
 способах укрепления своего здоровья (употребление фруктов, овощей,
витаминов, закаливание, выбор одежды по сезону, физическая нагрузка
согласно полу, двигательная активность, возрасту, утренняя зарядка и
др.).
Формирование умения:
 ухаживать за своим телом, соблюдать гигиенические навыки (мытьё
рук, лица, тела, посещение туалета), оказывать себе необходимую
первую помощь (например, закрыть ранку на пальце ватой) и сообщать
о случившемся взрослому;
 определять свое состояние на основе ощущений и сообщать об этом
взрослому;
 держать правильную осанку в статических положениях и в движении.
40

 соблюдать правила безопасности на уроках, во время перемен, на
прогулках, при работе с инструментами и оборудованием (ножницы,
утюг и др.).
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни (вред
курения, приема алкоголя и др.).
2. «Я и природа».
Формирование представления о:
 разнообразии и взаимосвязи живой и неживой природы, сезонных
изменениях в природе (см. программный материал учебного предмета
«Окружающий природный мир»);
 опасности, которая может встречаться в природе (опасно пить воду из
открытых водоёмов, есть незнакомые грибы и ягоды, гулять по лесу
без взрослых, ступать на тонкий лёд и др.);
Формирование умения:
 бережно относиться к природе: не ломать деревья, не разрушать
муравейники, птичьи гнезда, не причинять боль бездомным животным,
 бережно использовать дары природы – ягоды, грибы и др.,
 сохранять чистоту (не бросать мусор);
 ухаживать за растениями, животными.
Формирование:
 интереса к окружающему природному миру,
 чувства, сопереживания (кормить птиц зимой, поливать растения в
жаркую погоду и др.),
 ответственности за сохранность экологии.
Достижение ожидаемых результатов происходит на уроках по
учебным

предметам

(«Человек»,

«Окружающий

природный

мир»,

«Окружающий социальный мир», «Изобразительная деятельность»,
«Речь и альтернативная коммуникация», «Адаптивная физкультура»,

41

«Профильный

труд»

и

др.),

коррекционным

курсам

(«Сенсорное

развитие», «Предметно-практические действия»).
2.5. Программа внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития
личности

(адаптивно-спортивное,

духовно-нравственное,

социальное,

общеинтеллектуальное, общекультурное) в формах, доступных учащимся с
ТМНР и интеллектуальной недостаточностью.
Внеурочная

деятельность

способствует

социальной

интеграции

обучающихся с ТМНР путем организации и проведения мероприятий, в
которых предусмотрена совместная деятельность разных обучающихся (с
НОДА,ТМНР и без таковых), различных организаций. Виды совместной
внеурочной деятельности подбираются с учетом возможностей и интересов
как обучающихся с НОДА, с ТМНР так и их обычно развивающихся
сверстников.
При организации внеурочной деятельности обучающихся используются
возможности

сетевого

взаимодействия

(с

участием

организаций

дополнительного образования детей, организаций культуры и адаптивного
спорта).
В

период

каникул

для

продолжения

внеурочной

деятельности

используются возможности организации отдыха детей и их оздоровления.
Задачи, реализуемые во внеурочной деятельности, включаются в СИОП.
Возможные результаты реализации программы.
Приобретение обучающимся социокультурных представлений,
понимание социальных ролей и умения их исполнять в повседневной
жизни: усвоение этических и эстетических эталонов, принятых в обществе
норм поведения и общения; соблюдение правил взаимодействия в группе;
представления об основах безопасности и потребность вести здоровый образ
жизни; представления об истории своей семьи, большой и малой Родины, о
традициях, народных играх, песнях.
42

Позитивное отношение

обучающихся

к базовым ценностям

общества: уважительное бережное отношение к природе и культурному
наследию, труду, своему собственному здоровью, к чувствам окружающих
людей.
Приобретение обучающимся опыта социального взаимодействия в
процессе решения различных жизненных (бытовых, познавательных,
социально-коммуникативных, творческих, культурно-досуговых) задач в
ходе совместной деятельности с другими детьми; умение играть совместно с
другими, следуя правилам игры.
3. Организационный раздел
3.1. Учебный план
Учебный план разработан для обучающихся с нарушениями опорнодвигательного аппарата с ТМНР (вариант 6.4.)
Учебный

план

обеспечивает

в

случаях,

предусмотренных

законодательством Российской Федерации в области образования

2

,

возможность обучения на государственных языках субъектов Российской
Федерации, а также возможность их изучения, и устанавливают количество
занятий, отводимых на их изучение, по классам (годам) обучения.
Часть примерного учебного плана, формируемая участниками
образовательных

отношений,

обеспечивает

реализацию

особых

(специфических) образовательных потребностей, характерных для данной
группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого
обучающегося.
В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся часть
учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса,
предусматривает:
2

Законодательство Российской Федерации в области образования включает в себя: Конституцию Российской
Федерации, Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», а также
другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные
нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие
отношения в сфере образования (пункт 1 статьи 4 Федерального закона Российской Федерации «Об
образовании в Российской Федерации»)

43

-

учебные

занятия,

обеспечивающие

удовлетворение

особых

образовательных потребностей детей с НОДА и необходимую коррекцию
недостатков в психическом и/или физическом развитии;
- учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся
с НОДА, в том числе этнокультурные (например: история и культура родного
края, этика, музыкальные занятия и др.).
Коррекционно-развивающая область учебного плана реализуется
через учебные предметы, включающие в себя систему индивидуальных
занятий с обучающимися.
В часть, формируемую участниками образовательного процесса, входит
и внеурочная деятельность.
Одно

из

направлений

внеурочной

деятельности

–

проведение

коррекционно-развивающих занятий, которые являются обязательными для
обучающихся с НОДА и ТМРН.
Предметы

(курсы)

коррекционно-развивающей

направленности

(индивидуальные занятия по логопедии, по психологической коррекции, по
двигательной коррекции, а также занятия, направленные на развитие
осознания, ощущений, ориентировки в пространстве и на плоскости)
являются основой для развития жизненных компетенций. Чем сложнее
дефект развития, тем более необходимы данные коррекционно-развивающие
занятия.
Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к
воспитанию

и

развитию

коррекционно-развивающих

ребенка.

При

занятий

подготовке

учитываются

и

проведении

индивидуальные

особенности каждого учащегося.
Коррекционно-развивающие

занятия

предусматривают: индивидуальные

с

обучающимися

с

ТМНР

занятия по коррекции и развитию

когнитивных функций. Все эти занятия проводятся в индивидуальной форме.
Продолжительность занятий до 25-30 минут, занятий по ЛФК – до 45 минут.
Задачами коррекционно-развивающих занятий являются:
44

предупреждение вторичных биологических и социальных отклонений в
развитии, затрудняющих образование и социализацию ребенка;
исправление нарушений психофизического развития медицинскими,
психологическими, педагогическими средствами;
формирование

у

учащихся

средств

компенсации

дефицитарных

психомоторных функций, не поддающихся исправлению;
формирование способов познавательной деятельности, позволяющих
учащемуся осваивать общеобразовательные предметы.
Коррекционно-компенсаторный подход реализуется всеми участниками
образовательного процесса. Ведущими специалистами при этом являются
врачи,

педагоги-психологи,

учителя-логопеды,

учителя-дефектологи,

которые осуществляют диагностику, определяют программу коррекции
развития ребенка и проводят коррекционные занятия. Кроме того,
специалисты

дают

рекомендации

по

включению

коррекционных

компонентов во все формы образовательного процесса.
Содержание

коррекционно-развивающей

области

направлено

на

коррекцию психофизического развития личности, создание компенсаторных
и социально-адаптационных способов деятельности.
Исходя из степени тяжести двигательных нарушений принято решение
об исключении учебного предметов «Письмо» и «Адаптивная физическая
культура» из учебного плана .
Учебный план для обучающихся с ТМНР (вариант 6.4.) разработан на
основе федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом
Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 № 29/2065п «Об утверждении учебных планов
образовательных

учреждений

для

специальных (коррекционных)

обучающихся,

воспитанников

с

отклонениями в развитии», методических рекомендаций Министерства
образования и науки Российской Федерации по вопросам обучения детей с
ОВЗ и детей-инвалидов.
В соответствии с рекомендациями обучение организовано на дому.
45

Содержание

обучения

направлено

на

социализацию,

коррекцию

личности и познавательных возможностей обучающегося.
Предполагаемое содержание коррекционно-развивающей работы с
данной

категорией

образованности.

Это

детей

относится

отражается

в

к

пропедевтическому

названиях

учебных

уровню

предметов:

альтернативное чтение, графика и письмо, развитие речи и окружающий мир,
математические представления и конструирование, здоровье и основы
безопасности жизнедеятельности, музыка и движение, социально-бытовая
ориентировка, ручной труд, адаптивная физкультура.
Коррекционно-развивающие занятия для варианта 6.4. строятся на
основе

предметно-практической

деятельности

учителем через систему специальных

детей,

упражнений и

осуществляются
адаптационно-

компенсаторных технологий, включают большое количество игровых и
занимательных моментов.
Коррекционная работа проводится в виде индивидуально-групповых
занятий; продолжительность занятий и перемен, чередование занятий
определяются учителем, исходя из психофизических особенностей и
возможностей, эмоционального состояния детей.
Примерный календарный учебный график
Учебный год начинается 01.09
Окончание учебного года 30.05
Продолжительность учебного года:
1-е классы – 33 недели
2-4 классы – 34 недели

46

Учебный план
АООП начального общего образования обучающихся с НОДА с ТМНР
(вариант 6.4) для обучающихся на дому
годовой
Количество часов в неделю
Предметные
Учебные предметы
Подгот.
области
I
II
III
IV

Всего

Обязательная часть
Язык и речевая
практика

Математика
Естествознание
Человек

Искусство
Технология

Физическая
культура

Общение и чтение
Письмо
Математические
представления
Развитие речи и
окружающий
природный мир
Жизнедеятельность
человека
Самообслуживание
Музыка
Изобразительное
искусство
Предметные
действия
Адаптивная
физическая
культура
Итого:

Внеурочная деятельность:
- коррекционно-развивающая работа:
Дефектолог
Психолог
Всего к финансированию
- другие направления внеурочной
деятельности

47

33
0
33

33
0
33

17

17

17

17

17

17

0

0

0

100

100

50
33
17
150
1

50
33
17
150
1

34
0
34

34

34
0

168
0
168

17

17

85

17

17

85

0

0

0

102

102

102

506

51
34
17
153
1

51
34
17
153
1

51
34
17
153
1

253
168
85
759
5

0
34

34

Индивидуальный учебный план АООП начального общего образования
обучающихся с НОДА с ТМНР
(вариант 6.4) для обучающихся на дому
недельный
Предметные
области

Учебные предметы
Подгот.

Обязательная часть
Язык и речевая
Общение и чтение
практика
письмо

Математика
Естествознание
Человек
Искусство
Технология
Физическая
культура

Количество часов в неделю
I
II
III
IV

1
0
1

Математические
представления
Развитие речи и
окружающий
природный мир
Жизнедеятельность
человека
Самообслуживание
Музыка
Изобразительное
искусство
Предметные действия
Адаптивная
физическая культура
Итого:

Часть учебного плана, формируемая
участниками образовательного процесса
при 5-дневной неделе
Предельно допустимая аудиторная учебная
нагрузка при 5-дневной учебной неделе
Внеурочная деятельность:
- коррекционно-развивающая работа:
Развитие психических и сенсорных процессов
(дефектолог)
Психолог
Всего к финансированию
- другие направления внеурочной
деятельности

1

0

1

0

1
0

0

5
0
5

1

1

1

1

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

2,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

2,5

0,5
0

0,5

0,5

0,5

0,5
0

2,5
0

0

0

0

3,5

3,5

3,5

3,5

3,5

17,5

1
1

1
1

1
1

1
1

1
1

5
5

5
1

0,5
5
1

0,5
5
1

0,5
5
1

0,5
5
1

0,5

48

1

Всего

2,5
25
1

3.2. Система условий реализации АООП НОО обучающихся НОДА
(вариант 6.4)
Кадровые условия
МАОУ

«ВЕЛИЖАНСКАЯ

СОШ»

реализует

общеобразовательные

программы начального, основного и среднего (полного) образования в
соответствии с Законом об образовании РФ (ст.9).
АОП для учащихся 8 вида реализуется на дому в соответствии с
заключением психолого- медико – педагогической комиссии (ПМПК) и
решением врачебной комиссии (ВК).
АООП НОО для обучающихся с НОДА (вариант 6.4, вариант 7.1)
реализуются на дому в соответствии с заключением ПМПК и решением ВК.
Данные программы направлены на решение задач формирования общей
культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание
основы

для

осознанного

выбора

и

освоения

профессиональных

образовательных программ.
Общеобразовательное

учреждение

осуществляет

образовательный

процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех
ступеней образования:
I ступень - начальное общее образование (нормативный срок освоения - 4
года); для учащихся с ОВЗ (АООП НОО вариант 6.2, вариант 6.4. –
нормативный срок освоения 5 лет)
II ступень - основное общее образование (нормативный срок освоения - 5
лет);
III ступень - среднее (полное) общее образование (нормативный срок
освоения - 2 года)
Образовательное учреждение укомплектовано квалифицированными
педагогическими кадрами, уровень квалификации работников соответствует
квалификационным характеристикам по соответствующей должности, а
также квалификационной категории. Профессионально-личностное развитие
49

педагогических работников обеспечивается освоением дополнительных
профессиональных

образовательных

программ

как

очно,

так

и

дистанционно, участием в работе стажерской площадки на базе школы,
систематическим обобщением педагогического опыта, публикациями в
педагогических источниках (как печатных, так и виртуальны, сетевых), в
соответствии с индивидуальными программами профессионального роста.

50

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».