описание АООП вариант 6.4

Описание адаптированной основной общеобразовательной программы начального
общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата с
тяжелыми множественными нарушениями развития (вариант 6.4)
Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее – АООП) начального
общего образования (далее – НОО) обучающихся с нарушениями опорно-двигательного
аппарата вариант 6.4 (далее – НОДА вариант 6.4) МАОУ «Велижанская СОШ» (далее
Школа) – это образовательная программа, адаптированная для обучения детей с НОДА )
определяет содержание и организацию образовательной деятельности обучающихся с
тяжелыми множественными нарушениями развития (далее НОДА) вариант 6.4. с учетом
образовательных потребностей и запросов участников образовательных отношений.
Цель реализации. Общие характеристики, направления, цели и практические
задачи учебных предметов основываются на индивидуальных возможностях и
индивидуальных образовательных потребностях обучающегося с ТМНР.
Обучающийся с умственной отсталостью (в умеренной, тяжелой или глубокой
степени; с тяжелыми и множественными нарушениями развития), интеллектуальное
развитие которого не позволяет освоить АООП (вариант 6.3.) либо он испытывает
существенные трудности в ее освоении, получает образование по варианту 6.4. АООП, на
основе которой образовательная организация разрабатывает специальную индивидуальную
программу развития (СИПР), учитывающую индивидуальные образовательные
потребности обучающегося.
В основу разработки АООП НОО обучающихся с тяжелыми множественными
нарушениями развития
заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
В основу формирования АООП НОО обучающихся с тяжелыми множественными
нарушениями развития положены следующие принципы:
принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический
характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской
Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность
системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и
воспитанников и др.);
принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей
обучающихся;
принцип коррекционной направленности образовательного процесса; принцип
развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на
развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом
особых образовательных потребностей; онтогенетический принцип;
принцип преемственности, предполагающий при проектировании
АООП ориентировку на программу основного общего образования, что обеспечивает
непрерывность образования умственно отсталых обучающихся с НОДА;
принцип целостности содержания образования: содержание образования едино; в
основе структуры содержания образования лежит не понятие предмета, а понятие
«образовательной области»;
принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность
овладения детьми с НОДА всеми видами доступной им предметно-практической

деятельности,
способами и
приемами
познавательной
и
учебной
деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
принцип переноса знаний и умений и навыков и отношений, сформированных в
условиях учебной ситуации, в деятельность в жизненной ситуации, что обеспечит готовность
обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире, в
действит ельной жизни;
принцип сотрудничества с семьей.
Особые

образовательные потребности обучающихся
отсталостью и ТМНР

с

умственной

Особые образовательные потребности у детей с нарушениями опорно-двигательного
аппарата задаются спецификой двигательных нарушений, а также спецификой нарушения
психического развития, и определяют особую логику построения учебного процесса, находят
своё отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим можно выделить особые
по своему характеру потребности, свойственные всем обучающимся с НОДА:
обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого,
как через содержание образовательных областей, так и в процессе индивидуальной
работы; требуется введение в содержание обучения специальных разделов; необходимо
использование специальных методов, приёмов и средств обучения (в том числе
специализированных компьютерных и ассистивных технологий), обеспечивающих
реализацию «обходных путей» обучения; индивидуализация обучения в соответствии с
потенциальными возможностями;
наглядно-действенный характер содержания
образования и упрощение системы
учебно
-познавательных задач, решаемых в процессе образования;
специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые
ситуации взаимодействия с действительностью;
специальная помощь в развитии возможностей вербальной и невербальной
коммуникации;
коррекция произносительной стороны речи; освоение умения использовать речь по
всему спектру коммуникативных ситуаций;
обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной
среды;
максимальное расширение образовательного пространства – выход за пределы
образовательного учреждения.
Для этих обучающихся: учет особенностей и возможностей обучающихся
реализуется как через образовательные условия, так и через содержательное и смысловое
наполнение учебного материала. Усиление практической направленности обучения с
индивидуальной дифференцированностью требований в соответствии с особенностями
усвоения учебного материала обучающимися с тяжелыми множественными нарушениями
развития. Специальное обучение и услуги должны охватывать физическую терапию,
психологическую и логопедическую помощь.

Содержание АООП НОО обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями
развития отражает требования ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и содержит три основных
раздела: целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты
реализации основной образовательной программы, конкретизированные в соответствии с
требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и учитывающие региональные,
национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации, а также
способы определения достижения этих целей и результатов.
Целевой раздел включает:
пояснительную записку;
планируемые результаты освоения
обучающимися
с
тяжелыми
множественными
нарушениями развития основной образовательной программы;
систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной
образовательной программы.
Содержательный раздел определяет общее содержание начального общего образования и
включает образовательные программы, ориентированные на достижение личностных и
предметных результатов, в том числе:
программу формирования базовых учебных действий у обучающихся с тяжелыми
множественными нарушениями развития;
программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей
области и курсов внеурочной деятельности;
программу нравственного развития (воспитания) обучающихся с тяжелыми
множественными нарушениями развития;
программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа
жизни;
программу коррекционной работы;
программу внеурочной деятельности.
Организационный раздел устанавливает общие рамки организации образовательной
деятельности, а также механизм реализации компонентов основной образовательной
программы.
Организационный раздел включает:
учебный план начального общего образования, включающий предметные и
коррекционно-развивающую области, направления внеурочной деятельности;
систему специальных условий реализации основной образовательной программы в
соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.
Вариант 6.4 предполагает, что обучающийся с ТМНР в соответствии с уровнем развития
интеллект получает образование по АООП, которое по содержанию и итоговым

достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и
итоговыми достижениями сверстников с НОДА, не имеющих дополнительные ограничения.
На основе АООП организация разрабатывает специальную индивидуальную программу
развития (СИПР), учитывающую специфические образовательные потребности
обучающегося с ТМНР. Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения.
Срок освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего
образования – 5 лет.
Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися с
умственной отсталостью АООП, которые рассматриваются в варианте 6.4. как возможные
(примерные) и соразмерные с индивидуальными возможностями и специфическими
образовательными потребностям обучающихся. Требования устанавливаются к
результатам:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию,
сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки
обучающихся,
отражающие их
индивидуальные
личностные позиции,
социальные
компетенции, личностные качества;
предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного
предмета опыт специфической для данной предметной области
деятельности по получению нового знания и его применению.
Возможные личностные результаты освоения адаптированной образовательной
программы заносятся в СИПР и должны отражать:
формирование основ персональной идентичности, осознание своей принадлежности к
определенному полу; осознание себя, как гражданина России;
формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его
органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
формирование уважительного отношения к иному мнению; овладение
начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына/дочери, пассажира,
покупателя и т.д.) развитие мотивов учебной деятельности и формирование
личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах; формирование
эстетических потребностей, ценностей и чувств;

развитие этических чувств,

доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».