Пояснительная записка к АООП ООО 7 .2

Пояснительная записка к адаптированной основной общеобразовательной
программе основного общего образования для обучающихся с задержкой
психического развития (вариант 7.2)
Цель реализации адаптированной основной общеобразовательной
программы основного общего образования обучающихся с задержкой
психического развития являются:
достижение учениками планируемых результатов: знаний, умений, навыков, компетенций
и компетентностей, как академических, так и социальных (жизненных), определяемых
личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и
возможностями обучающегося с ЗПР, индивидуальными особенностями его развития и
состояния здоровья.
Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательной
организацией адаптированной основной образовательной программы основного общего
образования обучающихся с ЗПР предусматривает решение следующих основных задач:
 обеспечение соответствия адаптированной основной образовательной программы
требованиям Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования;
 обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования;
 обеспечение доступности получения качественного основного общего образования,
достижение планируемых результатов освоения адаптированной основной
образовательной программы основного общего образования обучающимися с ЗПР;
 установление требований к воспитанию обучающихся с ЗПР как части
образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного и
социализирующего потенциала образовательной организации, инклюзивного
подхода в образовании, обеспечению индивидуализированного психологопедагогического сопровождения каждого обучающегося с ЗПР на уровне основного
общего образования; обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных
форм организации учебных занятий, взаимодействия всех участников
образовательных отношений;
 взаимодействие образовательной организации при реализации основной
образовательной программы с социальными партнерами, в том числе, с центрами
психолого-педагогической и социальной помощи, социальноориентированными
общественными организациями;
 выявление и развитие способностей обучающихся с ЗПР, их интересов посредством
включения их в деятельность клубов, секций, студий и кружков, включения в
общественно полезную деятельность, в том числе с использованием возможностей
образовательных организаций дополнительного образования;
 организацию творческих конкурсов, проектной и учебно-исследовательской
деятельности;
 участие обучающихся c ЗПР, их родителей (законных представителей),
педагогических работников и общественности в проектировании и развитии
внутришкольной инклюзивной социальной среды, школьного уклада;
 сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья
обучающихся с ЗПР, обеспечение их безопасности.
Принципы и подходы к формированию адаптированной основной
общеобразовательной программы основного общего образования обучающихся с
задержкой психического развития
Методологической основой ФГОС ООО является системно-деятельностный подход,
который предполагает:
 воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям
современного общества, инновационной экономики, задачам построения

российского гражданского общества на основе принципов диалога культур и
уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального
состава;
 ориентацию на достижение основного результата образования – развитие
личности обучающегося с ЗПР, его активной учебно-познавательной
деятельности на основе освоения универсальных учебных действий, познания
и освоения мира; формирование готовности обучающегося с ЗПР к
саморазвитию и дальнейшему обучению;
 признание решающей роли содержания образования, способов организации
образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей
личностного и социального развития обучающихся с ЗПР;
 учет индивидуальных, возрастных и психофизиологических особенностей
обучающихся с ЗПР при построении образовательного процесса на уровне
основного общего образования и определении образовательно-воспитательных
целей и путей их достижения;
 разнообразие
индивидуальных
образовательных
траекторий
и
индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе детей и
подростков с ЗПР;
 преемственность адаптированных основных образовательных программ для
обучающихся с ЗПР, проявляющуюся во взаимосвязи и согласованности в
отборе содержания образования, а также в последовательности его
развертывания по уровням образования и этапам обучения в целях
удовлетворения особых образовательных потребностей, обеспечения
системности знаний, повышения качества образования и обеспечения его
непрерывности;
 принцип единства учебной и воспитательной деятельности, предполагающий
направленность учебного процесса на достижение обучающимися с ЗПР
личностных результатов освоения образовательной программы;
 принцип
здоровьесбережения,
предусматривающий
исключение
образовательных технологий, которые могут нанести вред физическому и
психическому здоровью обучающихся с ЗПР, приведение объема учебной
нагрузки в соответствие с требованиям СанПиН РФ.
Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования
формируется с учетом психолого-педагогических особенностей развития и особых
образовательных потребностей обучающихся с ЗПР 11–15 лет. Срок получения основного
общего образования при обучении по адаптированной основной образовательной
программе для обучающихся с задержкой психического развития составляет 5 лет (5–9
классы). При обоснованной необходимости для обучающихся с ЗПР, независимо от
применяемых образовательных технологий, срок получения основного общего образования
может быть увеличен, но не более, чем до шести лет (ФГОС ООО, Раздел 1. Общие
положения, п. 17). В этом случае обучение может быть организовано по индивидуальному
учебному плану, разрабатываемому образовательной организацией самостоятельно, с
учетом пролонгации года. Соответствующая корректировка вносится в рабочие программы
учебных предметов, курсов, модулей.
Общая характеристика адаптированной основной общеобразовательной программы
основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития
Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования
обучающихся с ОВЗ (вариант 7.2.) разработана в соответствии с требованиями
федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к структуре
адаптированной основной общеобразовательной программы, условиям ее реализации и
результатам освоения.

Обучающиеся с ЗПР нуждаются в пролонгированной коррекционной работе, направленной
на развитие навыков, необходимых для формирования учебных и социальных
компетенций, преодоление или ослабление нарушений в психофизическом и социальноличностном развитии.
Даже при условии получения специализированной помощи в период обучения в начальной
школе, обучающиеся с ЗПР, как правило, продолжают испытывать определенные
затруднения в учебной деятельности, обусловленные дефицитарными познавательными
способностями, специфическими недостатками психологического и речевого развития,
нарушениями регуляции поведения и деятельности, пониженным уровнем умственной
работоспособности и продуктивности.
Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования
обучающихся с задержкой психического развития (АООП ООО обучающихся с ЗПР) – это
образовательная программа, адаптированная для обучения данной категории обучающихся
с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей,
особых образовательных потребностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития
и социальную адаптацию.
АООП основного общего образования обучающихся с ЗПР предназначена для освоения
обучающимися, успешно освоившими адаптированную основную общеобразовательную
программу начального общего образования (АООП НОО) обучающихся с ЗПР (варианты
7.1 и 7.2) в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, и при этом нуждающихся в
пролонгации специальных образовательных условий на уровне основного общего
образования. Успешное освоение обучающимися с ЗПР АООП начального общего
образования является необходимым условием освоения обучающимися с ЗПР АООП
основного общего образования.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ЗПР
Обучающиеся с ЗПР — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии,
подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания
специальных условий .
Категория обучающихся с ЗПР – наиболее многочисленная среди детей с ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу группа школьников.
Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в
усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными
способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных
навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими
для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в
формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное
становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции.
Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной
моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной
работоспособности и эмоциональной сферы.
АООП ООО (вариант 7.2) адресована обучающимся с ЗПР, которые характеризуются
уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание может проявляться в
целом или локально в отдельных функциях (замедленный темп либо неравномерное
становление познавательной деятельности). Отмечаются нарушения внимания, памяти,
восприятия и др. познавательных процессов, умственной работоспособности и
целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение
школьных норм и школьную адаптацию в целом. Произвольность, самоконтроль,
саморегуляция в поведении и деятельности, как правило, сформированы недостаточно.
Обучаемость удовлетворительная, но часто избирательная и неустойчивая, зависящая от
уровня сложности и субъективной привлекательности вида деятельности, а также от
актуального эмоционального состояния. Возможна неадаптивность поведения, связанная

как с недостаточным пониманием социальных норм, так и с нарушением эмоциональной
регуляции, гиперактивностью.
Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР
Особые образовательные потребности различаются у обучающихся с ОВЗ разных
категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития. Для
обучающихся с ЗПР, осваивающих АООП ООО (вариант 7.2), характерны следующие
специфические образовательные потребности:
 обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды
с учетом функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и
нейродинамики психических процессов 10 обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости,
низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);
 увеличение сроков освоения АООП ООО до 5 лет;
 упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;
 организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков
обучающимися с ЗПР;
 наглядно-действенный характер содержания образования;
 развитие познавательной деятельности обучающихся с ЗПР как основы компенсации,
коррекции и профилактики нарушений;
 обеспечение непрерывного контроля за становлением учебнопознавательной
деятельности обучающегося, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего
справляться с учебными заданиями самостоятельно;
 постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в
закреплении и совершенствовании освоенных умений;
 специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации
взаимодействия с действительностью;
 необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм
поведения;
 постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе,
окружающему предметному и социальному миру;
 развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и
взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), формирование навыков
социально одобряемого поведения, максимальное расширение социальных контактов;
 обеспечение взаимодействия семьи и образовательного учреждения (организация
сотрудничества с родителями, активизация ресурсов семьи для формирования социально
активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей).

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».