Описание адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для слабослышащих и позднооглохших обучающихся (вариант 2.3) МАОУ «Велижанская СОШ» Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся (вариант 2.3) (далее - АООП НОО) МАОУ «Велижанская СОШ» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с ограниченными возможностями здоровья начального общего образования (далее - ФГОС ОВЗ НОО), учитывает требования к структуре АООП НОО слабослышащих и позднооглохших обучающихся, реализующей ФГОС ОВЗ НОО, разработана на основании Примерной адаптированной основной образовательной программы НОО и обеспечивает организацию образовательного процесса слабослышащих и позднооглохших обучающихся начальной школы МАОУ «Велижанская СОШ» АООП НОО слабослышащих и позднооглохших (вариант 2.3) определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на уровне НОО и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, саморазвитие и самосовершенствование слабослышащих и позднооглохших обучающихся (вариант 2.3), обеспечивающие их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья. Разработка АООП НОО для слабослышащих и позднооглохших обучающихся (вариант 2.3) осуществлялась в школе с привлечением органов самоуправления (Совет школы), а также школьным методическим объединением учителей начальных классов. АООП НОО слабослышащих и позднооглохших обучающихся (вариант 2.3) МАОУ «Велижанская СОШ» содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный. Целевой раздел включает: - пояснительную записку; - планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования; - систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (далее - ООП НОО). Содержательный раздел определяет общее содержание НОО и включает образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов слабослышащих и позднооглохших обучающихся по АООП НОО (вариант 2.3): - программу развития универсальных учебных действий (далее - УУД) на ступени НОО, включающую формирование компетенций слабослышащих и позднооглохших обучающихся (вариант 2.3) в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности; - программы отдельных учебных предметов, курсов; - программу духовно-нравственного развития, воспитания слабослышащих и позднооглохших обучающихся на ступени НОО; программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни слабослышащих и позднооглохших обучающихся на уровне НОО, включающие такие направления, как духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, экологической культуры; - программу внеурочной деятельности; - программу коррекционной работы. Организационный раздел включает: - учебный план НОО как один из основных механизмов реализации АООП НОО для слабослышащих и позднооглохших обучающихся (вариант 2.3); - систему условий реализации АООП НОО для слабослышащих и позднооглохших обучающихся (вариант 2.3). АООП НОО для слабослышащих и позднооглохших обучающихся (вариант 2.3) не противоречит Уставу МАОУ «Велижанская СОШ» и другим документам, регламентирующим осуществление образовательного процесса в начальной школе. Определение варианта АООП для слабослышащих и позднооглохших обучающихся осуществляется на основе рекомендаций ПМПК, сформулированных по результатам его комплексного обследования, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Нормативный срок освоения АООП НОО для слабослышащих и позднооглохших обучающихся (вариант 2.3) предполагает, что слабослышащий и позднооглохший обучающийся получает образование в пролонгированные сроки сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием слышащих сверстников. На основе АООП НОО нормативный срок обучения составляет и 5 лет (1-5 классы). АООП НОО для обучающихся, имеющих инвалидность, дополняется индивидуальной программой реабилитации (далее - ИПР) инвалида в части создания специальных условий получения образования. АООП НОО слабослышащих и позднооглохших обучающихся реализуется образовательной организацией через урочную и внеурочную деятельность в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами. Целью АООП НОО МАОУ «Велижанская СОШ» является обеспечение качественного образования для слабослышащих и позднооглохших обучающихся обучающимися (вариант 2.3) в соответствии с требованиями ФГОС НОО для детей с ОВЗ, коррекция и компенсация недостатков в психофизическом развитии обучающихся. Задачи АООП НОО для слабослышащих и позднооглохших обучающихся (вариант 2.3) МАОУ «Велижанская СОШ»: - удовлетворение потребностей в получении слабослышащими и позднооглохшими обучающимися качественного НОО; - формирование основ общей культуры слабослышащих и позднооглохших обучающихся (вариант 2.3) на основе достижения ими планируемых результатов освоения АООП НОО, создание условий для становления и развития личности, раскрытия индивидуальных способностей обучающихся, адаптации их к жизни в обществе; формирование у слабослышащих и позднооглохших обучающихся (вариант 2.3) представлений о системе общечеловеческих ценностей, нормах морали, основ нравственно- эстетической воспитанности обучающихся; - воспитание слабослышащих и позднооглохших обучающихся (вариант традициям, истории и культуре своей семьи, края, России, народов многонациональной РФ; - формирование у слабослышащих и позднооглохших обучающихся ценностного отношения к познанию и творчеству, формирование и развитие системы основных умений учебной и творческой деятельности; - обеспечение готовности слабослышащих и позднооглохших обучающихся к продолжению образования на ступени основного общего образования. Для слабослышащих и позднооглохших обучающихся, осваивающих АООП НОО (вариант 2.3), характерны следующие специфические образовательные потребности: обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся; - увеличение сроков освоения АООП НОО (вариант 2.3) до пяти лет; - гибкое варьирование организации процесса обучения путем расширения/сокращения содержания отдельных предметных областей, изменения количества учебных часов и использования соответствующих методик и технологий; - упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования; - организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков слабослышащими и позднооглохшими обучающимися с («пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития); - наглядно-действенный характер содержания образования; - обеспечение непрерывного контроля за становлением учебнопознавательной деятельности обучающегося, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно; - постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений; - специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью; - необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения; - постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру; использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения; коррекция слуха, а также специальная психо-коррекционная помощь, направленная на компенсацию дефицитов эмоционального развития и формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения; - специальная психо-коррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого; - развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), формирование навыков социально одобряемого поведения, максимальное расширение социальных контактов; - обеспечение взаимодействия семьи и образовательного учреждения (организация сотрудничества с родителями, активизация ресурсов семьи для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей). Подходы к организации освоения содержания учебных предметов и принципы находят последовательное воплощение; реализуется системнодеятельностный подход, наблюдается проблемный характер изложения содержания, в разнообразии форм организации учебной деятельности, обеспечивающие сочетание результатов (предметных, метапредметных и личностных) освоения ООП НОО, отражает интересы и потребности ребенка, системно учитывает особенности учебно - воспитательного процесса в начальной школе. Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)