описание вариант 2

Описание адаптированной основной общеобразовательной
программы начального общего образования для обучающихся с
умственной отсталостью (вариант 2)
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального
общего
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (далее ― АООП образования
обучающихся с УО) ― это общеобразовательная программа, адаптированная
для этой категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического
развития, индивидуальных возможностей, и обеспечивающая коррекцию
нарушений развития и социальную адаптацию.
АООП образования обучающихся МАОУ «Велижанская СОШ» (далее школа) составлена на основе примерной адаптированной основной
общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)(одобрена решением
федерального учебно-методического объединения по общему образованию
(протокол от 22.12.2015 г. №4/15) в соответствии с требованиями
федерального государственного образовательного стандарта (далее ―
Стандарт) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) с учётом образовательных потребностей и запросов участников
образовательного процесса.
Обучающийся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) получает образование по АООП обучения обучающихся по
варианту 2, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится
к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми
достижениями сверстников, не имеющих ограничений здоровья.
На основе Стандарта создается АООП, которая при необходимости
индивидуализируется (специальная индивидуальная программа развития;
далее ― СИПР), к которой может быть создано несколько учебных планов, в
том числе индивидуальные учебные планы, учитывающие образовательные
потребности групп или отдельных обучающихся с умственной отсталостью.
АООП
для
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), имеющих инвалидность, дополняется
индивидуальной программой реабилитации инвалида (далее — ИПР) в части
создания специальных условий получения образования.
Целью образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и
множественными нарушениями развития по данному варианту АООП
является
развитии
личности,
формирование
общей
культуры,
соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным

ценностям, формирование необходимых для самореализации и жизни в
обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих
достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и
независимости в повседневной жизни.
Под особыми образовательными потребностями детей с умеренной,
тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР следует понимать
комплекс
специфических
потребностей,
возникающих
вследствие
выраженных нарушений интеллектуального развития, часто в сочетанных
формах с другими психофизическими нарушениями. Учет таких потребностей
определяет необходимость создания адекватных условий, способствующих
развитию личности обучающихся для решения их насущных жизненных
задач.
Аспекты реализации особых образовательных потребностей
Время начала образования. Предполагается учет потребности в
максимально возможном раннем начале комплексной коррекции нарушений.
Основному общему образованию ребенка с тяжелыми нарушениями развития
должен предшествовать период ранней помощи и дошкольного образования,
что является необходимой предпосылкой оптимального образования в
школьном возрасте. Выделяется пропедевтический период в образовании,
обеспечивающий преемственность между дошкольным и школьным этапами.
Содержание образования. Учитывается потребность во введении
специальных учебных предметов и коррекционных курсов, которых нет в
содержании образования обычно развивающегося ребенка. (Например,
предметы: «Речь и альтернативная коммуникация», «Человек»; курсы по
альтернативной коммуникации, сенсорному развитию, формированию
предметных действий и др.)
Создание специальных методов и средств обучения. Обеспечивается
потребность в построении "обходных путей", использовании специфических
методов и средств обучения, в дифференцированном, "пошаговом" обучении,
чем этого требует обучение обычно развивающегося ребенка. (Например,
использование печатных изображений, предметных и графических
алгоритмов, электронных средств коммуникации, внешних стимулов и т.п.)
Особая организация обучения. Учитывается потребность в качественной
индивидуализации обучения, в особой пространственной и временной и
смысловой организации образовательной среды. Например, дети с умственной
отсталостью в сочетании с расстройствами аутистического спектра изначально
нуждаются в индивидуальной подготовке до реализации групповых форм
образования, в особом структурировании образовательного пространства и
времени, дающим им возможность поэтапно («пошагово») понимать
последовательность и взаимосвязь явлений и событий окружающей среды.
2

Определение границ образовательного пространства предполагает учет
потребности в максимальном расширении образовательного пространства за
пределами образовательного учреждения. К примеру, формирование навыков
социальной коммуникации необходимо осуществлять в естественных
условиях: в магазине, кафе, поликлинике, общественном транспорте и др.
Продолжительность
образования.
Руководствуясь
принципом
нормализации жизни, общее образование детей с умеренной, тяжелой,
глубокой умственной отсталостью, с ТМНР по адаптированной основной
общеобразовательной программе происходит в течение 13 лет. Основанием
для перевода обучающегося из класса в класс является его возраст.
Определение круга лиц, участвующих в образовании и их
взаимодействие. Необходимо учитывать потребность в согласованных
требованиях, предъявляемых к ребенку со стороны всех окружающих его
людей; потребность в совместной работе специалистов разных профессий:
специальных психологов и педагогов, социальных работников, специалистов
здравоохранения, а также родителей ребенка с ТМНР в процессе его
образования. Кроме того, при организации образования необходимо
учитывать круг контактов особого ребенка, который может включать
обслуживающий персонал организации, волонтеров, родственников, друзей
семьи и др.
Особые образовательные потребности детей с умеренной, тяжелой,
глубокой умственной отсталостью, с ТМНР диктуют необходимость
разработки специальной индивидуальной программы развития для их
обучения и воспитания. Целью реализации такой программы является
обретение обучающимся таких жизненных компетенций, которые позволяют
ему достигать максимально возможной самостоятельности в решении
повседневных жизненных задач, обеспечивают его включение в жизнь
общества на основе индивидуального поэтапного, планомерного расширения
жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для
него пределах.
Структура специальной индивидуальной программы развития
включает: общие сведения о ребёнке; характеристику, включающую оценку
развития обучающегося на момент составления программы и определяющую
приоритетные направления воспитания и обучения ребёнка; индивидуальный
учебный план; содержание образования в условиях организации и семьи;
организацию реализации потребности в уходе и присмотре; перечень
специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР; перечень
возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества организации и семьи
обучающегося; перечень необходимых технических средств и дидактических
материалов; средства мониторинга и оценки динамики обучения. Кроме того,
3

программа может иметь приложение, включающее задания и рекомендации
для их выполнения ребёнком в домашних условиях.
Итоговые достижения обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой
умственной
отсталостью,
с
ТМНР
(вариант
2)
определяются
индивидуальными возможностями ребенка и тем, что его образование
нацелено на максимальное развитие жизненной компетенции. Овладение
знаниями, умениями и навыками в различных образовательных областях
(«академический» компонент) регламентируется рамками полезных и
необходимых инструментов для решения задач повседневной жизни.
Накопление доступных навыков коммуникации, самообслуживания, бытовой
и доступной трудовой деятельности, а также перенос сформированных
представлений и умений в собственную деятельность (компонент «жизненной
компетенции») готовят обучающегося к использованию приобретенных в
процессе образования умений для активной жизни в семье и обществе.
Итогом образования человека с умственной отсталостью, с ТМНР
является нормализация его жизни. Под нормализацией понимается такой
образ жизни, который является привычным и необходимым для подавляющего
большинства людей: жить в семье, решать вопросы повседневной
жизнедеятельности, выполнять полезную трудовую деятельность, определять
содержание своих увлечений и интересов, иметь возможность самостоятельно
принимать решения и нести за них ответственность. Общим результатом
образования такого обучающегося может стать набор компетенций,
позволяющих соразмерно психическим и физическим возможностям
максимально самостоятельно решать задачи, направленные на нормализацию
его жизни.

4


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».