описание АООП НОО для слабовидящих обучающихся 4.1

Описание адаптированной основной общеобразовательной программы
начального общего образования для слабовидящих обучающихся
(вариант 4.1)

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального
общего образования для слабовидящих обучающихся (далее – АООП НОО)
разработана в соответствии с требованиями:
•
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012г. №273-Ф3;
•
Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской
Федерации" от 24.11.1995г. № 181 - ФЗ;
•
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
начального общего образования для детей с ограниченными возможностями
здоровья (приказ Минобрнауки от 19.12 2014 г., №1598);
•
СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих
образовательную
деятельность
по
адаптированным
основным
общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья" от
10.07.2015 г.;
•
Примерной АООП НОО для слабовидящих обучающихся (одобренной
решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию, протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15);
•
Рекомендаций, изложенных в Письме Минобрнауки РФ «О введении
ФГОС ОВЗ» от 11.03.2016 г. (№ВК-452/07).
и представляет собой образовательную программу, адаптированную для обучения
слабовидящих обучающихся с учетом их возрастных, типологических и
индивидуальных особенностей, а также особых образовательных потребностей.
АООП НОО для слабовидящих наряду с обучением и воспитанием
обучающихся обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную
адаптацию.
АООП НОО для слабовидящих обучающихся определяет содержание
образования, ожидаемые результаты и условия ее реализации.
Структура
адаптированной
основной
общеобразовательной
программы начального общего образования для слабовидящих
обучающихся
Структура АООП НОО для слабовидящих обучающихся включает разделы:
•
•
•

целевой,
содержательный,
организационный.

Целевой РАЗДЕЛ ОПРЕДЕЛЯЕТ ОБЩЕЕ НАЗНАЧЕНИЕ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ АООП НОО УЧАЩИХСЯ С ЗПР, А
ТАКЖЕ СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДОСТИЖЕНИЯ ЭТИХ ЦЕЛЕЙ И РЕЗУЛЬТАТОВ.

Целевой раздел включает:
пояснительную записку;
•
планируемые
результаты
обучающимися АООП НОО;
•

освоения

слабовидящими

систему оценки достижения планируемых результатов освоения
АООП НОО.
Содержательный раздел определяет общее содержание АООП НОО для
слабовидящих обучающихся и включает следующие программы, ориентированные
на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов:
•
программу формирования универсальных учебных действий у
обучающихся;
•

программы
отдельных
учебных
предметов,
курсов
коррекционно-развивающей области;
•
программу духовно-нравственного развития, воспитания
слабовидящих обучающихся;
•
программу формирования экологической культуры здорового и
безопасного образа жизни;
•
программу коррекционной работы;
•
план внеурочной деятельности.
Организационный РАЗДЕЛ ОПРЕДЕЛЯЕТ ОБЩИЕ РАМКИ ОРГАНИЗАЦИИ
•

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА,
КОМПОНЕНТОВ АООП НОО.

А

ТАКЖЕ

МЕХАНИЗМЫ

РЕАЛИЗАЦИИ

Организационный раздел включает:
•
учебный план НОО, включающий предметные и коррекционноразвивающую области, направления внеурочной деятельности;
•
систему условий реализации АООП НОО в соответствии с
требованиями Стандарта.
В соответствии со Стандартом, АООП НОО для слабовидящих обучающихся
разработана по варианту 4.1. с учетом возрастных особенностей и особых
образовательных потребностей обучающихся.
Вариант 4.1 предназначен для образования слабовидящих обучающихся,
которые достигают к моменту поступления в школу уровня развития (в том числе
компенсаторных способов деятельности), близкого к возрастной норме.
Вариант 4.1 предполагает, что слабовидящий обучающийся получает
образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту
завершения обучения, образованию обучающихся, не имеющих ограничений по
возможностям здоровья, в те же сроки обучения (1 - 4 классы).

АООП НОО для слабовидящих обучающихся, имеющих инвалидность,
дополняется индивидуальной программой реабилитации инвалида (далее — ИПР) в
части создания специальных условий получения образования.
Определение данного варианта АООП НОО для слабовидящих обучающихся
осуществляется на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической
комиссии (далее ― ПМПК), сформулированных по результатам его комплексного
психолого-медико-педагогического обследования, с учетом ИПР и в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации.
Данная программа предполагает, что слабовидящие обучающиеся получают
образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту
завершения обучения образованию учащихся, не имеющих ограничений по
возможностям здоровья, в те же сроки обучения (1 - 4 классы).
Обязательным является систематическая специальная и психологопедагогическая поддержка коллектива учителей, родителей, детского коллектива и
самого обучающегося.
Основными направлениями в специальной поддержке являются:
-удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с
нарушением зрения; коррекционная помощь в овладении базовым содержанием
обучения; -развитие зрительного восприятия; обучение использованию всех
анализаторов и компенсаторных способов деятельности в учебно-познавательном
процессе и повседневной жизни;
-формирование основных навыков ориентировки в микропространстве;
овладение основными навыками ориентировки в макропространстве;
-формирование адекватных (в соответствии с возрастом) предметных
(конкретных и обобщенных), пространственных представлений; развитие
познавательного
интереса,
познавательной
активности;
формирование
представлений (соответствующие возрасту) о современных оптических,
тифлотехнических и технических средствах, облегчающих познавательную и
учебную деятельность, и активное их использование;
-использование специальных приемов организации учебно-познавательной
деятельности, доступности учебной информации для зрительного восприятия
слабовидящих обучающихся;
-соблюдение регламента зрительных нагрузок (с учетом рекомендаций
офтальмолога);
-соблюдение светового режима (необходимость дополнительного источника
света, уменьшение светового потока и другое);
рациональное чередование зрительной
нагрузки со слуховым
восприятием учебного материала;
использование приемов, направленных на снятие зрительного
напряжения;
-использование специальных учебников и учебных принадлежностей,
отвечающих особым образовательным потребностям слабовидящих;

-использование индивидуальной, адаптированной с учетом зрительных
возможностей слабовидящих обучающихся, текстовой и изобразительной
наглядности, индивидуальных пособий, оптических, тифлотехнических и
технических
средств, облегчающих, учебно-познавательную деятельность
слабовидящих обучающихся;
соблюдение
режима
физических
нагрузок
(с
учетом
противопоказаний);
необходимость
при
выполнении
слабовидящими
обучающимися итоговых
работ адаптации (в соответствии с их особыми
образовательными потребностями) текстового и иллюстративного материала и
увеличения времени на их выполнение: время может быть увеличено в 1,5 раза по
сравнению с регламентом, установленным для обучающихся, не имеющих
ограничений по возможностям здоровья.
Психолого-педагогическая поддержка предполагает:
-помощь в формировании и развитии адекватных отношений между ребенком,
учителями, одноклассниками и другими обучающимися, родителями;
-работу по профилактике внутриличностных и межличностных конфликтов в
классе, школе, поддержанию эмоционально комфортной обстановки;
-создание условий успешного овладения учебной деятельностью с целью
профилактики негативного отношения обучающегося к ситуации школьного
обучения в целом;
-развитие стремления к самостоятельности и независимости от окружающих
(в учебных и бытовых ситуациях), к проявлению социальной активности; развитие
адекватного использования речевых и неречевых средств общения.
В структуру АООП НОО включена Программа коррекционной работы,
направленная на:
осуществление
индивидуально-ориентированной
психологомедикопедагогической помощи слабовидящим обучающимся с учетом их особых
образовательных потребностей;
-минимизацию негативного влияния особенностей познавательной
деятельности слабовидящих обучающихся на освоение ими АООП НОО;
-взаимосвязь урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.
В структуру особых образовательных потребностей слабовидящих входят, с
одной стороны, образовательные потребности, свойственные для всех обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья, с другой, характерные только для
слабовидящих.
К особым образовательным потребностям, характерным для слабовидящих
обучающихся, относятся:
целенаправленное обогащение чувственного опыта через активизацию,
развитие,
обогащение зрительного восприятия и всех анализаторов;
руководство зрительным восприятием;

расширение, обогащение и коррекция предметных и пространственных
представлений, формирование и расширение понятий; развитие познавательной
деятельности слабовидящих как основы компенсации,
коррекции и профилактики нарушений, имеющихся у данной группы обучающихся;
систематическое и целенаправленное развитие логических приемов
переработки
учебной информации;
обеспечение доступности учебной информации для
зрительного восприятия
слабовидящих обучающихся; строгий учет в организации обучения и воспитания
слабовидящего
обучающегося:
зрительного
диагноза
(основного
и
дополнительного), возраста и времени нарушения зрения, состояния основных
зрительных функций, возможности коррекции зрения с помощью оптических
средств и приборов, режима зрительных и физических нагрузок; использование
индивидуальных пособий, выполненных с учетом степени и
характера нарушенного зрения, клинической картины зрительного
нарушения; учет темпа учебной работы слабовидящих обучающихся;
увеличение времени на выполнение практических работ;
введение
в
образовательную
среду коррекционно-развивающего
тифлопедагогического
сопровождения;
постановка
и
реализация
на
общеобразовательных уроках и внеклассных
мероприятиях целевых установок, направленных на коррекцию отклонений в
развитии и профилактику возникновения вторичных отклонений в развитии
слабовидящего; активное использование в учебно-познавательном процессе речи
как
средства компенсации нарушенных функций; целенаправленное формирование
умений и навыков зрительной ориентировки в
микро и макропространстве; создание условий для развития у слабовидящих
обучающихся инициативы, познавательной и общей активности, в том числе за счет
привлечения к участию в различных (доступных) видах деятельности; повышение
коммуникативной активности и компетентности;
физическое развития слабовидящих с учетом его своеобразия и
противопоказаний
при определенных заболеваниях, повышение двигательной активности;
поддержание и наращивание зрительной работоспособности слабовидящего
обучающегося
в
образовательном
процессе;
поддержание
психофизического
тонуса
слабовидящих;
совершенствование и развитие регуляторных (самоконтроль, самооценка) и
рефлексивных (самоотношение) образований.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».