Описание адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для слабовидящих обучающихся (вариант 4.1) Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для слабовидящих обучающихся (далее – АООП НОО) разработана в соответствии с требованиями: • Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-Ф3; • Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995г. № 181 - ФЗ; • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (приказ Минобрнауки от 19.12 2014 г., №1598); • СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" от 10.07.2015 г.; • Примерной АООП НОО для слабовидящих обучающихся (одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15); • Рекомендаций, изложенных в Письме Минобрнауки РФ «О введении ФГОС ОВЗ» от 11.03.2016 г. (№ВК-452/07). и представляет собой образовательную программу, адаптированную для обучения слабовидящих обучающихся с учетом их возрастных, типологических и индивидуальных особенностей, а также особых образовательных потребностей. АООП НОО для слабовидящих наряду с обучением и воспитанием обучающихся обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. АООП НОО для слабовидящих обучающихся определяет содержание образования, ожидаемые результаты и условия ее реализации. Структура адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для слабовидящих обучающихся Структура АООП НОО для слабовидящих обучающихся включает разделы: • • • целевой, содержательный, организационный. Целевой РАЗДЕЛ ОПРЕДЕЛЯЕТ ОБЩЕЕ НАЗНАЧЕНИЕ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ АООП НОО УЧАЩИХСЯ С ЗПР, А ТАКЖЕ СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДОСТИЖЕНИЯ ЭТИХ ЦЕЛЕЙ И РЕЗУЛЬТАТОВ. Целевой раздел включает: пояснительную записку; • планируемые результаты обучающимися АООП НОО; • освоения слабовидящими систему оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО. Содержательный раздел определяет общее содержание АООП НОО для слабовидящих обучающихся и включает следующие программы, ориентированные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов: • программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся; • программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области; • программу духовно-нравственного развития, воспитания слабовидящих обучающихся; • программу формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни; • программу коррекционной работы; • план внеурочной деятельности. Организационный РАЗДЕЛ ОПРЕДЕЛЯЕТ ОБЩИЕ РАМКИ ОРГАНИЗАЦИИ • ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, КОМПОНЕНТОВ АООП НОО. А ТАКЖЕ МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ Организационный раздел включает: • учебный план НОО, включающий предметные и коррекционноразвивающую области, направления внеурочной деятельности; • систему условий реализации АООП НОО в соответствии с требованиями Стандарта. В соответствии со Стандартом, АООП НОО для слабовидящих обучающихся разработана по варианту 4.1. с учетом возрастных особенностей и особых образовательных потребностей обучающихся. Вариант 4.1 предназначен для образования слабовидящих обучающихся, которые достигают к моменту поступления в школу уровня развития (в том числе компенсаторных способов деятельности), близкого к возрастной норме. Вариант 4.1 предполагает, что слабовидящий обучающийся получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения, образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения (1 - 4 классы). АООП НОО для слабовидящих обучающихся, имеющих инвалидность, дополняется индивидуальной программой реабилитации инвалида (далее — ИПР) в части создания специальных условий получения образования. Определение данного варианта АООП НОО для слабовидящих обучающихся осуществляется на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (далее ― ПМПК), сформулированных по результатам его комплексного психолого-медико-педагогического обследования, с учетом ИПР и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Данная программа предполагает, что слабовидящие обучающиеся получают образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию учащихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения (1 - 4 классы). Обязательным является систематическая специальная и психологопедагогическая поддержка коллектива учителей, родителей, детского коллектива и самого обучающегося. Основными направлениями в специальной поддержке являются: -удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с нарушением зрения; коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения; -развитие зрительного восприятия; обучение использованию всех анализаторов и компенсаторных способов деятельности в учебно-познавательном процессе и повседневной жизни; -формирование основных навыков ориентировки в микропространстве; овладение основными навыками ориентировки в макропространстве; -формирование адекватных (в соответствии с возрастом) предметных (конкретных и обобщенных), пространственных представлений; развитие познавательного интереса, познавательной активности; формирование представлений (соответствующие возрасту) о современных оптических, тифлотехнических и технических средствах, облегчающих познавательную и учебную деятельность, и активное их использование; -использование специальных приемов организации учебно-познавательной деятельности, доступности учебной информации для зрительного восприятия слабовидящих обучающихся; -соблюдение регламента зрительных нагрузок (с учетом рекомендаций офтальмолога); -соблюдение светового режима (необходимость дополнительного источника света, уменьшение светового потока и другое); рациональное чередование зрительной нагрузки со слуховым восприятием учебного материала; использование приемов, направленных на снятие зрительного напряжения; -использование специальных учебников и учебных принадлежностей, отвечающих особым образовательным потребностям слабовидящих; -использование индивидуальной, адаптированной с учетом зрительных возможностей слабовидящих обучающихся, текстовой и изобразительной наглядности, индивидуальных пособий, оптических, тифлотехнических и технических средств, облегчающих, учебно-познавательную деятельность слабовидящих обучающихся; соблюдение режима физических нагрузок (с учетом противопоказаний); необходимость при выполнении слабовидящими обучающимися итоговых работ адаптации (в соответствии с их особыми образовательными потребностями) текстового и иллюстративного материала и увеличения времени на их выполнение: время может быть увеличено в 1,5 раза по сравнению с регламентом, установленным для обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья. Психолого-педагогическая поддержка предполагает: -помощь в формировании и развитии адекватных отношений между ребенком, учителями, одноклассниками и другими обучающимися, родителями; -работу по профилактике внутриличностных и межличностных конфликтов в классе, школе, поддержанию эмоционально комфортной обстановки; -создание условий успешного овладения учебной деятельностью с целью профилактики негативного отношения обучающегося к ситуации школьного обучения в целом; -развитие стремления к самостоятельности и независимости от окружающих (в учебных и бытовых ситуациях), к проявлению социальной активности; развитие адекватного использования речевых и неречевых средств общения. В структуру АООП НОО включена Программа коррекционной работы, направленная на: осуществление индивидуально-ориентированной психологомедикопедагогической помощи слабовидящим обучающимся с учетом их особых образовательных потребностей; -минимизацию негативного влияния особенностей познавательной деятельности слабовидящих обучающихся на освоение ими АООП НОО; -взаимосвязь урочной, внеурочной и внешкольной деятельности. В структуру особых образовательных потребностей слабовидящих входят, с одной стороны, образовательные потребности, свойственные для всех обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с другой, характерные только для слабовидящих. К особым образовательным потребностям, характерным для слабовидящих обучающихся, относятся: целенаправленное обогащение чувственного опыта через активизацию, развитие, обогащение зрительного восприятия и всех анализаторов; руководство зрительным восприятием; расширение, обогащение и коррекция предметных и пространственных представлений, формирование и расширение понятий; развитие познавательной деятельности слабовидящих как основы компенсации, коррекции и профилактики нарушений, имеющихся у данной группы обучающихся; систематическое и целенаправленное развитие логических приемов переработки учебной информации; обеспечение доступности учебной информации для зрительного восприятия слабовидящих обучающихся; строгий учет в организации обучения и воспитания слабовидящего обучающегося: зрительного диагноза (основного и дополнительного), возраста и времени нарушения зрения, состояния основных зрительных функций, возможности коррекции зрения с помощью оптических средств и приборов, режима зрительных и физических нагрузок; использование индивидуальных пособий, выполненных с учетом степени и характера нарушенного зрения, клинической картины зрительного нарушения; учет темпа учебной работы слабовидящих обучающихся; увеличение времени на выполнение практических работ; введение в образовательную среду коррекционно-развивающего тифлопедагогического сопровождения; постановка и реализация на общеобразовательных уроках и внеклассных мероприятиях целевых установок, направленных на коррекцию отклонений в развитии и профилактику возникновения вторичных отклонений в развитии слабовидящего; активное использование в учебно-познавательном процессе речи как средства компенсации нарушенных функций; целенаправленное формирование умений и навыков зрительной ориентировки в микро и макропространстве; создание условий для развития у слабовидящих обучающихся инициативы, познавательной и общей активности, в том числе за счет привлечения к участию в различных (доступных) видах деятельности; повышение коммуникативной активности и компетентности; физическое развития слабовидящих с учетом его своеобразия и противопоказаний при определенных заболеваниях, повышение двигательной активности; поддержание и наращивание зрительной работоспособности слабовидящего обучающегося в образовательном процессе; поддержание психофизического тонуса слабовидящих; совершенствование и развитие регуляторных (самоконтроль, самооценка) и рефлексивных (самоотношение) образований.