Описание адаптированной основной общеобразовательной программы
начального общего образования для слабовидящих обучающихся
(вариант 4.1)
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального
общего образования для слабовидящих обучающихся (далее – АООП НОО)
разработана в соответствии с требованиями:
•
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012г. №273-Ф3;
•
Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской
Федерации" от 24.11.1995г. № 181 - ФЗ;
•
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
начального общего образования для детей с ограниченными возможностями
здоровья (приказ Минобрнауки от 19.12 2014 г., №1598);
•
СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих
образовательную
деятельность
по
адаптированным
основным
общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья" от
10.07.2015 г.;
•
Примерной АООП НОО для слабовидящих обучающихся (одобренной
решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию, протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15);
•
Рекомендаций, изложенных в Письме Минобрнауки РФ «О введении
ФГОС ОВЗ» от 11.03.2016 г. (№ВК-452/07).
и представляет собой образовательную программу, адаптированную для обучения
слабовидящих обучающихся с учетом их возрастных, типологических и
индивидуальных особенностей, а также особых образовательных потребностей.
АООП НОО для слабовидящих наряду с обучением и воспитанием
обучающихся обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную
адаптацию.
АООП НОО для слабовидящих обучающихся определяет содержание
образования, ожидаемые результаты и условия ее реализации.
Структура
адаптированной
основной
общеобразовательной
программы начального общего образования для слабовидящих
обучающихся
Структура АООП НОО для слабовидящих обучающихся включает разделы:
•
•
•
целевой,
содержательный,
организационный.
Целевой РАЗДЕЛ ОПРЕДЕЛЯЕТ ОБЩЕЕ НАЗНАЧЕНИЕ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ АООП НОО УЧАЩИХСЯ С ЗПР, А
ТАКЖЕ СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДОСТИЖЕНИЯ ЭТИХ ЦЕЛЕЙ И РЕЗУЛЬТАТОВ.
Целевой раздел включает:
пояснительную записку;
•
планируемые
результаты
обучающимися АООП НОО;
•
освоения
слабовидящими
систему оценки достижения планируемых результатов освоения
АООП НОО.
Содержательный раздел определяет общее содержание АООП НОО для
слабовидящих обучающихся и включает следующие программы, ориентированные
на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов:
•
программу формирования универсальных учебных действий у
обучающихся;
•
программы
отдельных
учебных
предметов,
курсов
коррекционно-развивающей области;
•
программу духовно-нравственного развития, воспитания
слабовидящих обучающихся;
•
программу формирования экологической культуры здорового и
безопасного образа жизни;
•
программу коррекционной работы;
•
план внеурочной деятельности.
Организационный РАЗДЕЛ ОПРЕДЕЛЯЕТ ОБЩИЕ РАМКИ ОРГАНИЗАЦИИ
•
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА,
КОМПОНЕНТОВ АООП НОО.
А
ТАКЖЕ
МЕХАНИЗМЫ
РЕАЛИЗАЦИИ
Организационный раздел включает:
•
учебный план НОО, включающий предметные и коррекционноразвивающую области, направления внеурочной деятельности;
•
систему условий реализации АООП НОО в соответствии с
требованиями Стандарта.
В соответствии со Стандартом, АООП НОО для слабовидящих обучающихся
разработана по варианту 4.1. с учетом возрастных особенностей и особых
образовательных потребностей обучающихся.
Вариант 4.1 предназначен для образования слабовидящих обучающихся,
которые достигают к моменту поступления в школу уровня развития (в том числе
компенсаторных способов деятельности), близкого к возрастной норме.
Вариант 4.1 предполагает, что слабовидящий обучающийся получает
образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту
завершения обучения, образованию обучающихся, не имеющих ограничений по
возможностям здоровья, в те же сроки обучения (1 - 4 классы).
АООП НОО для слабовидящих обучающихся, имеющих инвалидность,
дополняется индивидуальной программой реабилитации инвалида (далее — ИПР) в
части создания специальных условий получения образования.
Определение данного варианта АООП НОО для слабовидящих обучающихся
осуществляется на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической
комиссии (далее ― ПМПК), сформулированных по результатам его комплексного
психолого-медико-педагогического обследования, с учетом ИПР и в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации.
Данная программа предполагает, что слабовидящие обучающиеся получают
образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту
завершения обучения образованию учащихся, не имеющих ограничений по
возможностям здоровья, в те же сроки обучения (1 - 4 классы).
Обязательным является систематическая специальная и психологопедагогическая поддержка коллектива учителей, родителей, детского коллектива и
самого обучающегося.
Основными направлениями в специальной поддержке являются:
-удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с
нарушением зрения; коррекционная помощь в овладении базовым содержанием
обучения; -развитие зрительного восприятия; обучение использованию всех
анализаторов и компенсаторных способов деятельности в учебно-познавательном
процессе и повседневной жизни;
-формирование основных навыков ориентировки в микропространстве;
овладение основными навыками ориентировки в макропространстве;
-формирование адекватных (в соответствии с возрастом) предметных
(конкретных и обобщенных), пространственных представлений; развитие
познавательного
интереса,
познавательной
активности;
формирование
представлений (соответствующие возрасту) о современных оптических,
тифлотехнических и технических средствах, облегчающих познавательную и
учебную деятельность, и активное их использование;
-использование специальных приемов организации учебно-познавательной
деятельности, доступности учебной информации для зрительного восприятия
слабовидящих обучающихся;
-соблюдение регламента зрительных нагрузок (с учетом рекомендаций
офтальмолога);
-соблюдение светового режима (необходимость дополнительного источника
света, уменьшение светового потока и другое);
рациональное чередование зрительной
нагрузки со слуховым
восприятием учебного материала;
использование приемов, направленных на снятие зрительного
напряжения;
-использование специальных учебников и учебных принадлежностей,
отвечающих особым образовательным потребностям слабовидящих;
-использование индивидуальной, адаптированной с учетом зрительных
возможностей слабовидящих обучающихся, текстовой и изобразительной
наглядности, индивидуальных пособий, оптических, тифлотехнических и
технических
средств, облегчающих, учебно-познавательную деятельность
слабовидящих обучающихся;
соблюдение
режима
физических
нагрузок
(с
учетом
противопоказаний);
необходимость
при
выполнении
слабовидящими
обучающимися итоговых
работ адаптации (в соответствии с их особыми
образовательными потребностями) текстового и иллюстративного материала и
увеличения времени на их выполнение: время может быть увеличено в 1,5 раза по
сравнению с регламентом, установленным для обучающихся, не имеющих
ограничений по возможностям здоровья.
Психолого-педагогическая поддержка предполагает:
-помощь в формировании и развитии адекватных отношений между ребенком,
учителями, одноклассниками и другими обучающимися, родителями;
-работу по профилактике внутриличностных и межличностных конфликтов в
классе, школе, поддержанию эмоционально комфортной обстановки;
-создание условий успешного овладения учебной деятельностью с целью
профилактики негативного отношения обучающегося к ситуации школьного
обучения в целом;
-развитие стремления к самостоятельности и независимости от окружающих
(в учебных и бытовых ситуациях), к проявлению социальной активности; развитие
адекватного использования речевых и неречевых средств общения.
В структуру АООП НОО включена Программа коррекционной работы,
направленная на:
осуществление
индивидуально-ориентированной
психологомедикопедагогической помощи слабовидящим обучающимся с учетом их особых
образовательных потребностей;
-минимизацию негативного влияния особенностей познавательной
деятельности слабовидящих обучающихся на освоение ими АООП НОО;
-взаимосвязь урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.
В структуру особых образовательных потребностей слабовидящих входят, с
одной стороны, образовательные потребности, свойственные для всех обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья, с другой, характерные только для
слабовидящих.
К особым образовательным потребностям, характерным для слабовидящих
обучающихся, относятся:
целенаправленное обогащение чувственного опыта через активизацию,
развитие,
обогащение зрительного восприятия и всех анализаторов;
руководство зрительным восприятием;
расширение, обогащение и коррекция предметных и пространственных
представлений, формирование и расширение понятий; развитие познавательной
деятельности слабовидящих как основы компенсации,
коррекции и профилактики нарушений, имеющихся у данной группы обучающихся;
систематическое и целенаправленное развитие логических приемов
переработки
учебной информации;
обеспечение доступности учебной информации для
зрительного восприятия
слабовидящих обучающихся; строгий учет в организации обучения и воспитания
слабовидящего
обучающегося:
зрительного
диагноза
(основного
и
дополнительного), возраста и времени нарушения зрения, состояния основных
зрительных функций, возможности коррекции зрения с помощью оптических
средств и приборов, режима зрительных и физических нагрузок; использование
индивидуальных пособий, выполненных с учетом степени и
характера нарушенного зрения, клинической картины зрительного
нарушения; учет темпа учебной работы слабовидящих обучающихся;
увеличение времени на выполнение практических работ;
введение
в
образовательную
среду коррекционно-развивающего
тифлопедагогического
сопровождения;
постановка
и
реализация
на
общеобразовательных уроках и внеклассных
мероприятиях целевых установок, направленных на коррекцию отклонений в
развитии и профилактику возникновения вторичных отклонений в развитии
слабовидящего; активное использование в учебно-познавательном процессе речи
как
средства компенсации нарушенных функций; целенаправленное формирование
умений и навыков зрительной ориентировки в
микро и макропространстве; создание условий для развития у слабовидящих
обучающихся инициативы, познавательной и общей активности, в том числе за счет
привлечения к участию в различных (доступных) видах деятельности; повышение
коммуникативной активности и компетентности;
физическое развития слабовидящих с учетом его своеобразия и
противопоказаний
при определенных заболеваниях, повышение двигательной активности;
поддержание и наращивание зрительной работоспособности слабовидящего
обучающегося
в
образовательном
процессе;
поддержание
психофизического
тонуса
слабовидящих;
совершенствование и развитие регуляторных (самоконтроль, самооценка) и
рефлексивных (самоотношение) образований.