Описание адаптированной основной общеобразовательной программы
начального общего образования для слабовидящих обучающихся
(вариант 4.2.)
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего
образования для слабовидящих обучающихся (вариант 4.2) МАОУ «Велижанская СОШ»
(далее - АООП НОО) разработана в соответствии с Федеральным государственным
образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья (далее - Стандарт) и представляет собой
образовательную программу, адаптированную для обучения слабовидящих обучающихся с
учетом их возрастных, типологических и индивидуальных особенностей, а также особых
образовательных потребностей.
АООП НОО для слабовидящих МАОУ «Велижанская СОШ» (далее школа) наряду с
обучением и воспитанием обучающихся обеспечивает коррекцию нарушений развития и
социальную адаптацию. АООП НОО для слабовидящих обучающихся самостоятельно
разработана и утверждена МАОУ «Велижанская СОШ», осуществляющим образовательную
деятельность в соответствии со Стандартом и с учетом примерной адаптированной основной
образовательной программы начального общего образования (далее - ПрАООП НОО) для
слабовидящих обучающихся.
АООП НОО для слабовидящих обучающихся МАОУ «Велижанская СОШ» определяет
содержание образования, ожидаемые результаты и условия ее реализации.
Структура адаптированной основной общеобразовательной программы
начального общего образования для слабовидящих обучающихся (вариант 4.2.)
Структура АООП НОО для слабовидящих обучающихся школы-интерната в соответствии со
Стандартом содержит три раздела:
целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты
реализации АООП НОО для слабовидящих обучающихся, а также способы определения
достижения этих целей и результатов. Целевой раздел включает: пояснительную записку;
планируемые результаты освоения слабовидящими обучающимися АООП НОО;
систему оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО.
Содержательный раздел определяет общее содержание АООП НОО для слабовидящих
обучающихся и включает программы, ориентированные на достижение личностных,
предметных и метапредметных результатов (в зависимости от варианта АООП НОО
содержательный раздел может быть ориентирован на достижение только личностных и
предметных результатов):
программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся (в зависимости
от варианта АООП НОО – базовых учебных действий);
программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области;
программу духовно-нравственного развития, воспитания слабовидящих обучающихся
при получении НОО (в зависимости от варианта АООП НОО – нравственного
развития, воспитания); программу формирования экологической культуры, здорового
и безопасного образа жизни;
Организационный раздел включает:
учебный план НОО, включающий
предметные и коррекционно-развивающую области, направления внеурочной
деятельности;
систему условий реализации АООП НОО в соответствии с
требованиями Стандарта.
Учебный план НОО слабовидящих обучающихся (далее – Учебный план) является
основным организационным механизмом реализации АООП НОО.
Принципы и подходы к формированию адаптированной основной
общеобразовательной программы начального общего образования для слабовидящих
обучающихся.
В основу разработки адаптированных основных образовательных программ
начального общего образования для слабовидящих обучающихся МАОУ «Велижанская
СОШ» заложены дифференцированный, деятельностный и системно-деятельностный
подходы.
Дифференцированный подход к построению предполагает учет неоднородности их
особых образовательных потребностей (в том числе индивидуальных), типологических
особенностей обучения. Это обусловливает необходимость создания разных вариантов АООП
НОО. Варианты АООП НОО создаются в соответствии с дифференцированно
сформулированными требованиями Стандарта к1:
1)
структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению
обязательной части основной образовательной
программы и части, формируемой
участниками образовательных отношений) и их объему;
2)
условиям реализации основных образовательных программ, в том числе
кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
3)
результатам освоения основных образовательных программ.
Применение дифференцированного подхода к созданию общеобразовательных
программ обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя слабовидящим
обучающимся возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной
психологической науки, раскрывающих основные закономерности образования с учетом
специфики развития личности слабовидящих обучающихся.
Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие
личности слабовидящих обучающихся младшего школьного возраста определяется
характером организации доступной им деятельности (учебно-познавательной, предметнопрактической коммуникативной, двигательной).
Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является
организация учебно-познавательной и предметнопрактической деятельности обучающихся,
обеспечивающая овладение ими содержанием образования.
В контексте разработки АООП НОО для слабовидящих обучающихся реализация
деятельностного подхода обеспечивает:
придание результатам образования социально и личностно значимого характера; прочное
усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения,
возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных областях;
существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта
деятельности и поведения;
обеспечение условий для общекультурного и личностного
развития на основе формирования УУД. Системнодеятельностный подход предполагает:
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного
общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского
общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его
многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального
состава;
переход к стратегии социального проектирования и конструирования на
основе разработки содержания и технологий образования,
определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата)
личностного и познавательного развития
обучающихся;
ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие
личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и
освоения мира;
признание решающей роли содержания образования, способов организации
образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей
личностного и социального развития обучающихся;
учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей
обучающихся, роли и значения видов
деятельности
и
форм
общения
при
определении
образовательновоспитательных целей и путей их достижения;
обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного
общего, среднего общего и профессионального
образования;
разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального
развития каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала,
познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны
ближайшего развития.
В основу формирования АООП НОО для слабовидящих обучающихся школыинтерната положены следующие принципы:
принципы государственной политики РФ в области образования2
(гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на
территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность
образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и
подготовки обучающихся и воспитанников);
принцип учета типологических и индивидуальных образовательных
потребностей обучающихся;
принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
принцип
развивающей
направленности
образовательного
процесса,
ориентирующий на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего
развития» с учетом особых образовательных потребностей;
онтогенетический принцип;
принцип преемственности, предполагающий взаимосвязь и непрерывность
образования слабовидящих обучающихся на всех ступенях обучения;
принцип целостности содержания образования, поскольку в основу структуры
содержания образования положено не понятие предмета, а «образовательной области»;
принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает
возможность овладения слабовидящими обучающимися всеми видами доступной им
предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной
деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
принцип переноса усвоенных знаний, умений, навыков и отношений,
сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что
обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной
деятельности в реальном мире; - принцип сотрудничества с семьей.
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)