Описание адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для слабовидящих обучающихся (вариант 4.2.) Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для слабовидящих обучающихся (вариант 4.2) МАОУ «Велижанская СОШ» (далее - АООП НОО) разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - Стандарт) и представляет собой образовательную программу, адаптированную для обучения слабовидящих обучающихся с учетом их возрастных, типологических и индивидуальных особенностей, а также особых образовательных потребностей. АООП НОО для слабовидящих МАОУ «Велижанская СОШ» (далее школа) наряду с обучением и воспитанием обучающихся обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. АООП НОО для слабовидящих обучающихся самостоятельно разработана и утверждена МАОУ «Велижанская СОШ», осуществляющим образовательную деятельность в соответствии со Стандартом и с учетом примерной адаптированной основной образовательной программы начального общего образования (далее - ПрАООП НОО) для слабовидящих обучающихся. АООП НОО для слабовидящих обучающихся МАОУ «Велижанская СОШ» определяет содержание образования, ожидаемые результаты и условия ее реализации. Структура адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для слабовидящих обучающихся (вариант 4.2.) Структура АООП НОО для слабовидящих обучающихся школы-интерната в соответствии со Стандартом содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный. Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации АООП НОО для слабовидящих обучающихся, а также способы определения достижения этих целей и результатов. Целевой раздел включает: пояснительную записку; планируемые результаты освоения слабовидящими обучающимися АООП НОО; систему оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО. Содержательный раздел определяет общее содержание АООП НОО для слабовидящих обучающихся и включает программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов (в зависимости от варианта АООП НОО содержательный раздел может быть ориентирован на достижение только личностных и предметных результатов): программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся (в зависимости от варианта АООП НОО – базовых учебных действий); программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области; программу духовно-нравственного развития, воспитания слабовидящих обучающихся при получении НОО (в зависимости от варианта АООП НОО – нравственного развития, воспитания); программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни; Организационный раздел включает: учебный план НОО, включающий предметные и коррекционно-развивающую области, направления внеурочной деятельности; систему условий реализации АООП НОО в соответствии с требованиями Стандарта. Учебный план НОО слабовидящих обучающихся (далее – Учебный план) является основным организационным механизмом реализации АООП НОО. Принципы и подходы к формированию адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для слабовидящих обучающихся. В основу разработки адаптированных основных образовательных программ начального общего образования для слабовидящих обучающихся МАОУ «Велижанская СОШ» заложены дифференцированный, деятельностный и системно-деятельностный подходы. Дифференцированный подход к построению предполагает учет неоднородности их особых образовательных потребностей (в том числе индивидуальных), типологических особенностей обучения. Это обусловливает необходимость создания разных вариантов АООП НОО. Варианты АООП НОО создаются в соответствии с дифференцированно сформулированными требованиями Стандарта к1: 1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему; 2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; 3) результатам освоения основных образовательных программ. Применение дифференцированного подхода к созданию общеобразовательных программ обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя слабовидящим обучающимся возможность реализовать индивидуальный потенциал развития. Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности образования с учетом специфики развития личности слабовидящих обучающихся. Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности слабовидящих обучающихся младшего школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (учебно-познавательной, предметнопрактической коммуникативной, двигательной). Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является организация учебно-познавательной и предметнопрактической деятельности обучающихся, обеспечивающая овладение ими содержанием образования. В контексте разработки АООП НОО для слабовидящих обучающихся реализация деятельностного подхода обеспечивает: придание результатам образования социально и личностно значимого характера; прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных областях; существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения; обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования УУД. Системнодеятельностный подход предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава; переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся; ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира; признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся; учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательновоспитательных целей и путей их достижения; обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего и профессионального образования; разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития. В основу формирования АООП НОО для слабовидящих обучающихся школыинтерната положены следующие принципы: принципы государственной политики РФ в области образования2 (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников); принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся; принцип коррекционной направленности образовательного процесса; принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей; онтогенетический принцип; принцип преемственности, предполагающий взаимосвязь и непрерывность образования слабовидящих обучающихся на всех ступенях обучения; принцип целостности содержания образования, поскольку в основу структуры содержания образования положено не понятие предмета, а «образовательной области»; принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения слабовидящими обучающимися всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением; принцип переноса усвоенных знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире; - принцип сотрудничества с семьей. Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)