Руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (МИНПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИИ) ЗАМЕСТИТЕЛЬ МИНИСТРА Каретный Ряд, д. 2, Москва, 127006 Тел. (495) 539-55-19. Факс (495) 587-01-13 E-mail: info@edu.gov.ru ОГРН 1187746728840 ИНН/КПП 7707418081/770701001 __________________ №_______________ О направлении методических рекомендаций Уважаемые коллеги! Министерство просвещения Российской Федерации направляет для использования в работе методические рекомендации по введению обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования, утвержденных приказами Минпросвещения России от 31 мая 2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» и № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». Приложение: на 41 л. в 1 экз. МШЭП Мосинцева М.В. (495) 587-01-10, доб. 3274 О направлении методических рекомендаций – 03 А.В. Зырянова Приложение 1 Информационно-методическое письмо о введении федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования В целях обеспечения единства образовательного пространства Российской Федерации, идентичности содержания образовательных программ начального общего и основного общего образования, возможности формирования образовательных программ различного уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся, включая одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья приказами Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 года № 2861 и № 287 2 утверждены обновленные Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего и основного общего образования (далее – ФГОС НОО и ООО). Целью информационно-методического письма является рассмотрение основных изменений обновленных ФГОС НОО и ООО, а также определение первоочередных мероприятий и задач подготовки к введению обновленных ФГОС НОО и ООО в штатном режиме в субъектах Российской Федерации. О принципах обновленных ФГОС НОО и ООО Обновленные ФГОС НОО и ООО не меняют методологических подходов к разработке и реализации основных образовательных программ соответствующего уровня. Основой организации образовательной деятельности в соответствии с обновленными ФГОС НОО и ООО остается системно-деятельностный подход, ориентирующий педагогов на создание условий, инициирующих действия 1 Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 286 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 N 64100) - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389561/ 2 Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 N 64101) - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389560/ 1 обучающихся. В для обновленных образовательных ФГОС НОО организаций и и ООО сохраняется педагогов привычная структура основной образовательной программы и механизмы обеспечения ее вариативности, к числу которых относятся: наличие двух частей образовательной программы (обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений), возможность разработки и реализации дифференцированных программ, возможность разработки и реализации индивидуальных учебных планов. Структура требований к результатам реализации основных образовательных программ также остается неизменной и состоит из групп требований к предметным, метапредметным и личностным результатам. В обновленных ФГОС НОО и ООО остается неизменным положение, обусловливающее использование проектной деятельности 3 для достижения комплексных образовательных результатов. Об основных изменениях в обновленных ФГОС НОО и ООО Основные изменения обновленных ФГОС НОО и ООО связаны с детализацией требований к результатам и условиям реализации основных образовательных программ соответствующего уровня. Формулировки детализированных требований к личностным, метапредметным и предметным образовательным результатам учитывают стратегические задачи обновления содержания общего образования, конкретизированы по годам обучения и направлениям формирования функциональной грамотности обучающихся4. Детализация и конкретизация образовательных результатов определяет минимальное содержание рабочих программ по учебным предметам и дает четкие ориентиры для оценки качества образования учителем, образовательной 3 Методические рекомендации по организации учебной проектно-исследовательской деятельности в образовательных организациях – https://edsoo.ru/Metodicheskie_rekomendacii_po_organizacii_uchebnoi_proektno_issledovatelskoi_deyatelnosti_v_obrazo vatelnih_organizaciyah.htm 4 Материалы по формированию функциональной грамотности обучающихся (письмо Минпросвещения России от 21.12.2021 № 03-2195 «О направлении материалов») 2 организацией и т.д. Среди основных изменений обновленных ФГОС НОО и ООО выделим следующие. Изменился общий объем аудиторной работы обучающихся, включая обучающихся с ОВЗ, произошли изменения в количестве учебных предметов, изучающихся на углубленном уровне, введено понятие «учебный модуль». Все эти изменения требуют пересмотра учебного плана образовательной организации, рабочих программ по учебным предметам, программ внеурочной деятельности. Для обеспечения единства образовательного пространства Российской Федерации, снижения нагрузки на педагогических работников разработаны примерные рабочие программы.5 В целях конкретизации, оптимизации процедур обновления материальнотехнической базы образовательных организаций в тексте ФГОС даются разъяснения понятия «современная информационно-образовательная среда»6 В обновленных ФГОС детализирован воспитательный компонент в деятельности учителя и школы, определены связи воспитательного и собственно учебного процесса7. Обозначены виды воспитательной деятельности как способы достижения личностных образовательных результатов. В соответствии с этим при организации учебно-воспитательного процесса необходимо обновить рабочие программы воспитания8. 5 Раздел «О разработке учебно-методических документов по обеспечению реализации обновленных ФГОС НОО и ООО» настоящего информационно-методического письма 6 Приказ Минпросвещения России от 02.12.2019 № 649 «Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды» https://imcstr.ru/wp-content/uploads/2020/03/Приказ-Минпросвещения-России-от02.12.2019-N-649-Об-утв.цос.pdf Распоряжение Минпросвещения России от 14 января 2021 г. № Р-16 «Об утверждении методических рекомендаций по приобретению оборудования, расходных материалов, средств обучения и воспитания для обновления материально-технической базы общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций в целях внедрения цифровой образовательной среды в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» https://docs.edu.gov.ru/document/284a92ca7bcb8eb91b2c814141365d1c/ Приказ от 30.07.2021 №396 «О создании федеральной государственной информационной системы Минпросвещения России «Моя школа» - https://rulaws.ru/acts/Prikaz-Minprosvescheniya-Rossii-ot-30.06.2021-N-396/ Письмо Минпросвещения России от 09.11.2021 №ТВ-1968/04 «О направлении методических рекомендаций» https://legalacts.ru/doc/pismo-minprosveshchenija-rossii-ot-09112021-n-tv-196804-o-napravlenii/ 7 Воспитание на уроке: методика работы учителя (пособие для учителей общеобразовательных организаций) https://edsoo.ru/Metodicheskie_posobiya_i_v.htm 8 Примерная программа воспитания - https://xn--80adrabb4aegksdjbafk0u.xn--p1ai/programmy-vospitaniya/ 3 Об особенностях приема обучающихся Прием на обучение в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373, прекращается 1 сентября 2022 года. Обучение лиц, зачисленных до 1 сентября 2022 года в имеющие государственную аккредитацию образовательные организации для обучения по основным образовательным программам в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, утвержденными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373, от 17 декабря 2010 г. № 1897 и от 17 мая 2012 г. № 413, осуществляется в соответствии с указанными стандартами до завершения обучения, за исключением случаев готовности образовательной организации к реализации обновленных ФГОС НОО и ООО и наличия согласия родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся по программам начального общего и основного общего образования. Последовательность действий по введению обновленных ФГОС НОО и ООО отражена в таблице (рисунок 1). Рисунок 1 Класс 1 2 3 4 5 6 7 8 9 2022/2023 уч. год 2023/2024 уч. год 2024/2025 уч.год Обязательное введение ФГОС Введение ФГОС по мере готовности Наряду с зачислением на обучение в 1 и 5 классы обучающихся по основным образовательным программам начального общего и основного общего образования, разработанным в соответствии с обновленными ФГОС НОО и ООО, рекомендуется к 2024-2025 учебному году обеспечить переход 4 на обучение в соответствии с обновленными ФГОС 2-4 классов и 6-9 классов. Важно отметить, что решение в отношении 2-4 классов и 6-9 классов о переходе на обучение в соответствии с требованиями обновленных ФГОС принимается образовательной организацией при наличии соответствующих условий и согласия родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Такое решение образовательная организация должна принять не позднее 1 апреля 2022 года. В 2022 году запланирована разработка, экспертиза и размещение в реестре примерных основных образовательных программ примерных рабочих программ по математике, информатике, физике, химии и биологии углубленного уровня. В соответствии с частью 5 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) образовательные организации при разработке основной образовательной материалы (в том программы числе, могут рабочие использовать программы), методические разработанные для углубленного изучения учебных предметов (в том числе в рамках региональных инновационных проектов (программ), в полной мере обеспечивающие достижение требований к результатам реализации основных образовательных программ в соответствии с обновленным ФГОС ООО. Обновленные ФГОС предусматривают возможность для организации, являющейся частью федеральной или региональной инновационной инфраструктуры, самостоятельно выбирать траекторию изучения предметных областей и учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей, обеспечивая при этом соответствие результатов освоения выпускниками программы основного общего образования требованиям, предъявляемым к уровню основного общего образования. Это может распространяться на авторские рабочие программы углубленного уровня по предметам «Математика», «Информатика», «Физика», «Химия» и «Биология», входящие в состав основной образовательной программы основного 5 общего образования, разработанной на основе примерной основной образовательной программы. О разработке учебно-методических документов по обеспечению реализации обновленных ФГОС НОО и ООО В целях создания единого образовательного пространства на территории Российской Федерации 27 сентября 2021 года федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию были одобрены примерные рабочие программы по всем предметам учебного плана, разработанные в полном соответствии с обновленными ФГОС НОО и ООО. Примерные рабочие программы по предметам содержат все необходимые и определенные ФГОС части, включая тематическое планирование, дифференцирующее как предметные результаты, так и предметное содержание по годам изучения. В соответствии с частью 7.2 статьи 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»: «при разработке основной общеобразовательной программы организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе предусмотреть применение при реализации соответствующей образовательной программы примерного учебного плана и (или) примерного календарного учебного графика, и (или) примерных рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), включенных в соответствующую примерную основную общеобразовательную программу. В этом случае такая учебнометодическая документация не разрабатывается». Реализация данной нормы закона позволит не только обеспечить общие подходы к качеству учебно-методической документации, используемой педагогическими работниками при реализации основных образовательных программ, но и снять часть методической нагрузки с учителя. Примерные рабочие программы могут использоваться как в неизменном виде, так и в качестве методической основы для разработки педагогическими работниками авторских рабочих программ с учетом имеющегося опыта 6 реализации углубленного изучения предмета. В случае внесения изменений в примерную рабочую программу как в части ее содержательного дополнения, так и в части перераспределения содержания между годами изучения указанная программа утрачивает статус «примерной». О методической поддержке педагогических работников и управленческих кадров Примерные части рабочие учебного портала программы плана Единого по доступны предметам педагогам посредством общего образования содержания https://edsoo.ru/Primernie_rabochie_progra.htm, а обязательной также реестра примерных основных общеобразовательных программ https://fgosreestr.ru. На портале Единого содержания общего образования действует конструктор рабочих программ – удобный бесплатный онлайн-сервис для индивидуализации примерных рабочих программ по учебным предметам: https://edsoo.ru/constructor/. С его помощью учитель, прошедший авторизацию, сможет персонифицировать примерную программу по предмету: локализовать школу и классы, в которых реализуется данная программа, дополнить ее информационными, методическими и цифровыми ресурсами, доступными учителю и используемыми при реализации программы. В помощь учителю разработаны и размещены в свободном доступе методические с видеоуроки обновленными ФГОС для педагогов, начального и разработанные основного в соответствии общего образования: https://edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm. Видеоуроки – результат совместного труда учителей-практиков и специалистов в области теории и методики обучения и воспитания. В них содержится детальное методическое описание специфики реализации предметного содержания на основе системно-деятельностного подхода. Кроме того, разработаны и размещены в свободном доступе учебные 7 пособия, посвященные актуальным вопросам обновления предметного содержания по основным предметным областям ФГОС НОО и ООО: https://edsoo.ru/Metodicheskie_posobiya_i_v.htm. Индивидуальную консультативную помощь по вопросам реализации обновленных ФГОС НОО и ООО учитель и руководитель образовательной организации может получить, обратившись к ресурсу «Единое содержание общего образования» по ссылке: https://edsoo.ru/Goryachaya_liniya.htm. Целесообразно не только проинформировать педагогов и образовательные организации о возможности получить консультативную поддержку на федеральном уровне, но и подключить к этой работе региональные, муниципальные и школьные методические службы и объединения, а также лидеров методических сообществ субъекта Российской Федерации. Созданные и доступные уже сегодня методические ресурсы и сервисы являются методической базой как для самоподготовки учителя к разработке и реализации рабочих программ в соответствии с обновленными ФГОС НОО и ООО, так и для научно-методического обеспечения деятельности методических объединений и служб институционального (школьного), муниципального и регионального уровней. О планировании мер дополнительной поддержки образовательных организаций В дополнение к имеющимся методическим ресурсам в 2022 году будут представлены в общедоступной форме: примерные основные образовательные программы начального общего и основного общего образования; примерные рабочие программы по учебным предметам «Математика», «Информатика», «Физика», «Химия», «Биология» углубленного уровня; примерные рабочие программы для изучения иностранного языка (второго). В соответствии с Порядком формирования федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную 8 аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденным Приказом Минпросвещения России от 12 ноября 2021 г. № 819, к 2022–2023 учебному году планируется сформировать федеральный перечень учебников. Одновременно во втором квартале 2022 года ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» представит методические рекомендации по реализации примерных рабочих программ по учебным предметам и единый подход к формированию календарно-тематического планирования. Для того, чтобы созданные на федеральном уровне методические ресурсы и сервисы стали опорой и инструментами для педагогов при создании и реализации основных образовательных программ в соответствии с обновленными ФГОС НОО и ООО, необходимо организовать информирование о них профессионального сообщества региона посредством конференций, семинаров и иных видов общественно-профессиональных мероприятий, а также включить указанные ресурсы в реализуемые программы дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) региональных институтов развития образования, центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников. Академией Минпросвещения России совместно с ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» в 2021 году разработана и реализована программа 9 дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) для управленческих команд ИРО/ИПК/ЦНППМ субъектов Российской Федерации «Актуальные вопросы введения обновленных ФГОС НОО, ООО сопровождения (в рамках региональной педагогических работников системы и научно-методического управленческих кадров)». 9 Дополнительные профессиональные программы повышения квалификации управленческих и педагогических команд размещены на сайте ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России» https://apkpro.ru/deyatelnostakademii/oktyabr/#b18316 https://apkpro.ru/deyatelnostakademii/noyabr/#b28920 https://apkpro.ru/deyatelnostakademii/noyabr/#b28908 https://apkpro.ru/deyatelnostakademii/noyabr/#b28916 https://apkpro.ru/deyatelnostakademii/noyabr/#b28924 https://dppo.apkpro.ru/bank/detail/4683 9 Разработанные учебно-методические материалы переданы в организации дополнительного профессионального образования для подготовки и реализации соответствующих программ для руководителей и педагогов образовательных организаций субъектов Российской Федерации. Об управленческих механизмах введения обновленных ФГОС НОО и ООО Министерством просвещения Российской Федерации разработаны: план-график мероприятий Минпросвещения России по введению обновленных ФГОС начального общего и основного общего образования (приложение 2); примерный план-график мероприятий введения обновленных ФГОС НОО и ООО в субъекте Российской Федерации (приложение 3); критерии готовности системы образования субъекта Российской Федерации и образовательных организаций к введению ФГОС НОО и ООО (приложение 4,5). Разработка и реализация основных образовательных программ начального общего и основного общего образования в соответствии с обновленными ФГОС должна опираться на комплекс организационноуправленческих мероприятий и организационно-методическую поддержку каждого педагога. К числу организационно-управленческих мероприятий относятся: разработка нормативно-правовых документов и локальных актов различного уровня; планирование и реализация мероприятий по обеспечению условий реализации обновленных ФГОС НОО и ООО (материально-технических, финансовых, информационных и т.п.); организация работы методических служб на региональном, муниципальном уровнях и уровне образовательной организации, региональных учебно- методических объединений и ассоциаций учителей-предметников. 10 Организационно-методическая поддержка каждого учителя в период перехода на обновленные ФГОС должна включать: проведение анализа уроков, организованных в соответствии с требованиями обновленных ФГОС; организацию взаимопосещения занятий учителями как в рамках одного методического направления, так и между методическими группами; выработка организации методических по рекомендации совершенствованию на уровне используемых образовательной методов и приемов достижения образовательных результатов; рассмотрение на педагогических советах промежуточных результатов реализации обновленных ФГОС; формирование системы наставничества для профессионального роста молодых специалистов; контроль качества организации учителем учебно-воспитательного процесса. Учитывая разделение полномочий между различными уровнями управления системой образования в субъекте Российской Федерации целесообразно: определить организацию-оператора, обеспечивающую координацию деятельности по введению обновленных ФГОС НОО и ООО; разработать и утвердить план-график мероприятий по введению обновленных ФГОС НОО и ООО на региональном и муниципальном уровнях; организовать обучение и подготовку управленческих и педагогических команд; активизировать (организовать) работу методических служб на региональном, муниципальном уровнях и уровне образовательной организации, региональных учебно-методических объединений и ассоциаций учителей-предметников; организовать обновление учебно-методической документации в образовательных организациях; осуществлять систематический мониторинг и контроль готовности образовательных организаций к введению обновленных ФГОС НОО и ООО; обеспечить информирование общественности о ходе и значимости введения 11 обновленных ФГОС НОО и ООО в Российской Федерации. В настоящее время на федеральном уровне сформирована система управления процессами по введению обновленных ФГОС (приложение 6), запланирована оценка готовности субъектов Российской Федерации к введению обновленных ФГОС путем проведения Министерством просвещения Российской Федерации комплексного мониторинга. Федеральным оператором, координирующим деятельность по введению обновленных ФГОС, определен ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО». Организационнометодическое сопровождение введения и реализации обновленных ФГОС НОО и ООО в 2022-2023 учебном году будет продолжено. 12 Приложение 2 План-график мероприятий Минпросвещения России по введению обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. Наименование Сроки Ответственные Ожидаемые мероприятия исполнения результаты I. Нормативное обеспечение введения обновленных ФГОС начального общего и основного общего образования Формирование декабрь Департамент Синхронизированы федерального плана- 2021 - государственной процессы графика введения январь политики и управления обновленных ФГОС 2022 управления в введением сфере общего обновленных ФГОС Подготовка образования на федеральном, инструктивноМинпросвещения региональном, методического письма России муниципальном Минпросвещения России уровнях и уровне в адрес региональных ФГБНУ образовательной органов исполнительной «Институт организации власти о порядке введения стратегии обновленных ФГОС развития Разработка типового образования РАО» плана введения обновленных ФГОС для регионального, муниципального уровней и уровня образовательной организации Разработка и утверждение март 2022 ФГБНУ Синхронизировано примерных основных «Институт содержание общего образовательных стратегии образования на всей программ начального развития территории общего и основного образования РАО» Российской общего образования Федерации Разработка примерных апрель 2022 ФГБНУ рабочих программ «Институт учебных предметов стратегии «Математика» и развития «Информатика», образования РАО» реализующих требования к освоению предметных результатов обучения на углубленном уровне Разработка требований к апрель 2022 ФГБНУ организации «Институт образовательной управления деятельности в образованием организациях, имеющих РАО» статус федеральной и/или Обеспечена вариативность организации образовательного процесса, ранней профориентации обучающихся Наличие системы критериев, представляющих возможность образовательным организациям со № п/п Наименование мероприятия региональной инновационной площадки 7. Разработка примерных июнь 2022 рабочих программ учебных предметов «Физика», «Химия», «Биология», реализующих требования к освоению предметных результатов обучения на углубленном уровне 8. Сроки исполнения Ответственные Ожидаемые результаты статусом федеральной и/или региональной инновационной площадки, работать по локальной учебнометодической документации ФГБНУ Обеспечена «Институт вариативность стратегии организации развития образовательного образования РАО» процесса, ранней профориентации обучающихся Утверждение сентябрь Департамент Имеется правовое федерального перечня 2022 цифровой основание выбора учебников, включающего трансформации и учебников для учебники начального больших данных реализации общего и основного Минпросвещения обновленных ФГОС общего образования, России соответствующих требованиям обновленных ФГОС II. Методическое обеспечение введения обновленных ФГОС начального общего и основного общего образования 9. Разработка методических март ФГАОУ ДПО Организована рекомендаций для 2022 «Академия работа методических служб по Минпросвещения методических сопровождению учителя в России» служб, учитель процессе реализации имеет возможность обновленных ФГОС получить квалифицированную помощь в вопросах реализации обновленных ФГОС 10. Проведение анализа май 2022 ФГБНУ Составлен перечень распространенности «Институт учебников, используемых в субъектах стратегии используемых в Российской Федерации развития субъектах учебно-методических образования РАО» Российской комплексов в разрезе Федерации учебных предметов и потребностей в финансировании 11. Разработка методических сентябрь ФГБНУ Сформированы и № п/п Наименование Сроки Ответственные мероприятия исполнения рекомендаций по 2022 «Институт использованию стратегии примерных рабочих развития программ по учебным образования РАО» предметам Ожидаемые результаты доведены до учителя способы использования примерных рабочих программ по учебным предметам 12. Разработка методических август ФГБНУ Синхронизированы рекомендаций по 2022 «Институт подходы к организации внеурочной стратегии организации деятельности развития внеурочной образования РАО» деятельности на всей территории Российской Федерации 13. Разработка и внедрение август 2022 ФГБНУ Снижена нагрузка онлайн конструкторов «Институт на учителя при рабочих программ по стратегии подготовке к обновленным ФГОС развития учебному занятию. образования РАО» Аккумулированы 14. Разработка и внедрение август 2022 ФГАОУ ДПО эффективные приемы и методы электронных конспектов «Академия уроков по обновленным Минпросвещения обучения на единой цифровой ФГОС по всем учебным России» платформе предметам III. Кадровое обеспечение введения обновленных ФГОС начального общего и основного общего образования 15. ИнформационноянварьФГАОУ ДПО Синхронизированы методическое апрель 2022 «Академия процессы обучения сопровождение Минпросвещения педагогических и региональных России» управленческих организаций команд на всей дополнительного территории профессионального Российской образования Федерации педагогических работников по вопросам введения обновленных ФГОС НОО и ООО по отдельному плану, включающему инвариантные мероприятия: 15.1 Разработка типовых февральФГАОУ ДПО программ повышения апрель 2022 «Академия квалификации для Минпросвещения региональных институтов России» повышения квалификации по учебным предметам, обучение команд региональных институтов № п/п Наименование мероприятия повышения квалификации Сроки исполнения Ответственные 15.2 Организация обучения руководителей и специалистов ИРО/ИПК/ЦНППМ, тьюторов по повышению квалификации педагогических работников 15.3 Организация обучения специалистов муниципальных органов управления образованием ноябрьдекабрь 2021, мартапрель 2022 ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России» март 2022 ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России» 15.4 Организация обучения ноябрьпедагогических декабрь работников 2021, январьдекабрь 2022 Ожидаемые результаты Синхронизированы процессы обучения педагогических и управленческих команд на всей ФГАОУ ДПО территории Российской «Академия Минпросвещения Федерации России» 15.5 Организация и стабильное функционирование системы методического консультирования педагогов «Горячая линия» и портала «Единое содержание общего образования» ноябрьдекабрь 2021, январьдекабрь 2022 ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России» 15.6 Организация и проведение образовательных событий федерального уровня ноябрьдекабрь 2021, январьдекабрь 2022 ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России» ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» IV. Организационно-управленческое обеспечение введения обновленных ФГОС начального общего и основного общего образования 16. Проведение серии ноябрь – Департамент Синхронизированы консультативных декабрь государственной процессы совещаний по 2021, политики и управления организационному и февраль – управления в введением методическому март 2022 сфере общего обновленных ФГОС сопровождению работ по образования на федеральном, введению обновленных Минпросвещения региональном, № п/п Наименование мероприятия ФГОС 17. Проведение рабочих совещаний с подведомственными Минпросвещения России организациями по вопросам введения обновленных ФГОС 18. Разработка организационной схемы (алгоритма) реализации обновления содержания деятельности образовательной организации при реализации обновленных ФГОС Согласование функций руководителей региональных координационных советов (синхронизации их деятельности в рамках Российской Федерации) и создание базы данных ответственных руководителей 19. 20. 21. Сроки исполнения Ответственные Ожидаемые результаты России муниципальном уровнях и уровне образовательной организации ноябрь – Департамент Составлен перечень декабрь государственной дефицитов при 2021, политики и введении январь-май управления в обновленных 2022 сфере общего ФГОС, определены образования способы по их Минпросвещения ликвидации России декабрь Департамент Выстроена единая 2021 государственной функциональная политики и вертикаль управления в управления сфере общего введением образования обновленных ФГОС Минпросвещения на всей территории России Российской Федерации декабрь ФГБНУ Составлен перечень 2021 «Институт руководителей стратегии региональных развития координационных образования РАО» советов. Обеспечена оперативность взаимодействия федерального оператора по введению обновленных ФГОС с региональными координационными советами декабрь Департамент Создан инструмент 2021 государственной для проведения политики и оценки готовности к управления в введению сфере общего обновленных ФГОС образования Минпросвещения России Разработка чек-листов для региональных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в сфере образования, муниципальных органов управления образованием, образовательных организаций для проведения самодиагностики готовности к введению обновленных ФГОС Определение январь 2022 ФГБНУ Имеется единая № п/п 22. 23. 24. 25. Наименование Сроки Ответственные мероприятия исполнения федерального оператора «Институт по введению обновленных стратегии ФГОС, его утверждение развития распоряжением образования РАО» заместителя Министра просвещения Российской Федерации Ожидаемые результаты информационноуправленческая площадка для руководителей, методистов, учителей, социальных партнёров и др. Организация и январь, Департамент Обеспечена проведение окружных февраль, государственной своевременная совещаний с март, политики и коррекция действий педагогическим апрель, май управления в региональных, сообществом субъектов 2022 сфере общего муниципальных, Российской Федерации по образования школьных актуальным вопросам Минпросвещения управленческих введения обновленных России команд в рамках ФГОС (выездные и в введения формате ВКС) ФГБНУ обновленных ФГОС «Институт стратегии развития образования РАО» Проведение серии по Департамент Обеспечен совещаний по вопросам отдельному государственной промежуточный реализации обновленных графику политики и контроль готовности ФГОС с представлением управления в субъектов субъектами Российской сфере общего Российской Федерации докладов о образования Федерации к выявленных проблемах и Минпросвещения введению способах решения («Час России обновленных ФГОС региона») Проведение по Департамент Обеспечен собеседований с отдельному государственной промежуточный руководителями графику политики и контроль готовности региональных органов управления в субъектов исполнительной власти, сфере общего Российской осуществляющих образования Федерации к управление в сфере Минпросвещения введению образования, по вопросам России обновленных ФГОС готовности к введению обновленных ФГОС Организация заседаний февраль, Департамент Разработаны рабочей группы по март, государственной примерные рабочие вопросу апрель 2022 политики и программы учебных совершенствования управления в предметов на преподавания учебных сфере общего углубленном уровне предметов «Математика» образования образования и «Информатика» в Минпросвещения общеобразовательных России; организациях Фонд «Талант и успех» № п/п 26. Наименование мероприятия Организация заседаний координационной группы Министерства просвещения Российской Федерации по вопросам организации введения обновленных ФГОС 27. Организация заседания Совета Министерства просвещения Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам общего образования и среднего профессионального образования Сроки Ответственные исполнения по Департамент отдельному государственной графику политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения России по Департамент отдельному государственной графику политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения России Ожидаемые результаты Сформированы предложения и рекомендаций по вопросам организации введения обновленных ФГОС Рассмотрены промежуточные результаты введения и реализации обновленных ФГОС, поставлены задачи на следующий период V. Мониторинг готовности регионов к введению обновленных ФГОС начального общего и основного общего образования 28. Разработка системы январьФГБНУ Имеется система мониторинга готовности февраль «Институт мониторинга образовательных 2022 стратегии готовности организаций к реализации развития субъектов РФ к обновленных ФГОС образования РАО» введению (зеленая, желтая, красная обновленных ФГОС зоны) 29. Разработка чек-листа для январь Департамент Создан инструмент проведения 2022 государственной для проведения индивидуальных политики и оценки готовности к контрольных управления в введению собеседований по сфере общего обновленных ФГОС вопросам готовности образования субъектов Российской Минпросвещения Федерации к введению России обновленных ФГОС 30. Проведение февральДепартамент Обеспечен индивидуальных март 2022 государственной промежуточный контрольных политики и контроль готовности собеседований по управления в субъектов вопросам готовности сфере общего Российской субъекта Российской образования Федерации к Федерации к введению Минпросвещения введению обновленных ФГОС с России обновленных ФГОС заместителями руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, № п/п 31. Наименование Сроки Ответственные мероприятия исполнения осуществляющих государственное управление в сфере образования Организация контрольных май 2022 Департамент экспертных выездов в государственной субъекты Российской политики и Федерации на основе управления в риск-ориентированной сфере общего модели с целью снижения образования рисков при переходе к Минпросвещения реализации обновленных России ФГОС Ожидаемые результаты Обеспечен промежуточный контроль готовности субъектов Российской Федерации к введению обновленных ФГОС. Оказана помощь федеральных экспертов региональным органам исполнительной власти, координационным группам по введению обновленных ФГОС VI. Информационное обеспечение введения обновленных ФГОС начального общего и основного общего образования 32. Информирование декабрь ФГБНУ Осознание общественности по 2021, далее «Институт обществом прав и вопросам введения ежемесячно стратегии возможностей, обновленных ФГОС с развития предоставляемых использованием образования РАО» системой Интернет-ресурсов образования (официальные сайты ФГАОУ ДПО Российской Минпросвещения России, «Академия Федерации научных организаций, Минпросвещения гражданам при подведомственных России» реализации Минпросвещения России, обновленных ФГОС педагогических ФГБНУ университетов и др.), «Институт педагогических и управления научно-методических образованием изданий, средств РАО» массовой информации и др. Региональные органы исполнительной власти Приложение 3 Примерный план-график мероприятий введения обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования субъекта Российской Федерации № п/п 1. 2. 3. 4. Наименование Сроки Ответственные Ожидаемые результаты мероприятия исполнения I. Организационно-управленческое обеспечение введения обновленных ФГОС начального общего и основного общего образования Определение февраль Имеется единая организации2022 региональная оператора, информационнокоординирующей управленческая площадка вопросы введения для руководителей, обновленных ФГОС на методистов, учителей, региональном уровне социальных партнеров и др. Создание и(или) февраль Синхронизированы организация 2022 процессы управления деятельности органов, введением обновленных координирующих ФГОС на региональном, введение обновленных муниципальном уровнях и ФГОС в субъекте уровне образовательной Российской Федерации организации (региональный координационный совет, региональное учебно-методическое объединение по общему образованию и др.). Проведение серии ноябрь – Синхронизированы совещаний по декабрь процессы управления организационному и 2021, введением обновленных методическому февраль – ФГОС на региональном, сопровождению работ март 2022 муниципальном уровнях и по введению уровне образовательной обновленных ФГОС организации Проведение совещаний с подведомственными региональному органу исполнительной власти организациями, муниципальными образовательными организациями по вопросам введения обновленных ФГОС ноябрь – декабрь 2021, январь-май 2022 Составлен перечень дефицитов при введении обновленных ФГОС, определены способы по их ликвидации № Наименование п/п мероприятия 5. Определение организационной схемы (алгоритма) реализации обновления содержания деятельности образовательной организации при реализации обновленных ФГОС 6. Определение функций муниципальных координаторов по вопросам введения обновленных ФГОС (синхронизация их деятельности в рамках Российской Федерации) и создание базы данных ответственных руководителей Сроки Ответственные Ожидаемые результаты исполнения декабрь Выстроена единая 2021 функциональная вертикаль управления введением обновленных ФГОС в субъекте Российской Федерации декабрь 2021 Составлен перечень муниципальных координаторов. Обеспечена оперативность во взаимодействии регионального координационного совета с муниципальными координаторами 7. Проведение декабрь региональными 2021 органами исполнительной власти, муниципальными органами управления образованием, образовательными организациями самодиагностики готовности к введению обновленных ФГОС Проведена оценка готовности к введению обновленных ФГОС, выявлены дефициты 8. Организация участия педагогического сообщества субъекта Российской Федерации в окружных совещаниях Минпросвещения России по актуальным вопросам введения обновленных ФГОС (выездные и в формате ВКС) Обеспечена своевременная коррекция действий региональных, муниципальных, школьных управленческих команд в рамках введения обновленных ФГОС январь, февраль, март, апрель, май 2022 № Наименование п/п мероприятия 9. Формирование региональной/ муниципальной системы контроля готовности к введению обновленных ФГОС 10. Обеспечение мониторинга использования учебников, вошедших в федеральный перечень учебников 11. Сроки Ответственные Ожидаемые результаты исполнения январьОбеспечен промежуточный февраль контроль готовности 2022 субъектов Российской Федерации, муниципальных образований к введению обновленных ФГОС сентябрь Оказана своевременная 2022 адресная помощь образовательным организациям Осуществление сентябрь мониторинга и 2022 контроля использования образовательными организациями примерных рабочих программ Обеспечено единство образовательного пространства в Российской Федерации II. Нормативное обеспечение введения обновленных ФГОС начального общего и основного общего образования 12. Формирование декабрь Синхронизированы регионального/ 2021 – процессы управления муниципального январь введение обновленных планов-графиков 2022 ФГОС на федеральном, мероприятий по региональном, введению муниципальном уровнях и обновленных ФГОС уровне образовательной организации 13. Определение январьРазработан и реализован дефицитов при март 2022 комплекс мероприятий по организации условий обеспечению условий реализации реализации основных обновленных ФГОС в образовательных программ соответствии с начального общего и требованиями к основного общего материальнообразования в соответствии техническому с обновленными ФГОС обеспечению общеобразовательными образовательного организациями субъекта процесса и способов Российской Федерации их ликвидации III. Методическое обеспечение введения обновленных ФГОС начального общего и основного общего образования 14. Развитие региональной январьСоздана единая система и муниципальной декабрь методической службы № п/п 15. 16. 17. 18. 19. Наименование Сроки Ответственные Ожидаемые результаты мероприятия исполнения методических служб с 2022 (федеральной, учетом введения региональной, обновленных ФГОС муниципальной) в Российской Федерации Активизация январьСвоевременно оказана (организация) работы декабрь адресная помощь региональных учебно- 2022 педагогическим работникам методических объединений и ассоциаций учителейпредметников Организация и январьСозданы площадки для проведение апрель обсуждения общих в региональных научно- 2022 педагогическом сообществе практических проблемных вопросов, конференций, возможность включения в марафонов, семинаров процесс профессионального по актуальным общения каждого учителя вопросам введения обновленных ФГОС и других образовательных событий Отбор и февральИспользованы результаты распространение май 2022 реализации обновленных лучших региональных ФГОС в пилотном режиме с практик реализации в целью предупреждения пилотном режиме типовых затруднений ФГОС НОО и ООО в общеобразовательных организациях субъекта Российской Федерации (при наличии) Организация работы июнь 2022 Образовательные по выявлению организации со статусом особенностей федеральной и/или организации региональной образовательной инновационной площадки деятельности в имеют возможность организациях, использовать в работе имеющих статус локальную учебнофедеральной и/или методическую региональной документацию инновационной площадки Координация январьСинхронизированы способы взаимодействия декабрь использованию содержания общеобразовательных 2022 учебного предмета, организаций, содержания программ организаций дополнительного № п/п 20. 21. 22. 23. Наименование мероприятия дополнительного образования, учреждений культуры и спорта, обеспечивающих реализацию основных образовательных программ начального общего и основного общего образования, в соответствии с обновленными ФГОС Проведение инструктажа управленческих команд образовательных организаций по использованию методических рекомендаций, связанных с процессом управления введением обновленных ФГОС Обеспечение использования учителями методических пособий, содержащих «методические шлейфы», видеоуроков по учебным предметам Организация включения в педагогическую деятельность учителя федеральных онлайн конструкторов, электронных конспектов уроков по всем учебным предметам, соответствующих требованиям обновленных ФГОС Организация системной работы по формированию функциональной Сроки Ответственные исполнения Ожидаемые результаты образования как средства по достижению метапредметных и личностных образовательных результатов на всей территории Российской Федерации май-июнь 2022 Синхронизированы подходы к организации управления процессами введения обновленных ФГОС на всей территории Российской Федерации июньдекабрь 2022 Сформированы и доведены до учителя способы достижения планируемых образовательных результатов август 2022 Снижена нагрузка на учителя при подготовке к учебному занятию. Аккумулированы эффективные приемы и методы обучения на единой цифровой платформе по отдельному плану Достигнуто качества образования повышение российского № п/п 24. Наименование Сроки Ответственные Ожидаемые результаты мероприятия исполнения грамотности обучающихся Организация постоянно Российские школьники использования умеют решать задачи с учителямиразличными предметниками формулировками заданий федерального банка заданий по формированию функциональной грамотности IV. Кадровое обеспечение введения обновленных ФГОС начального общего и основного общего образования 25. Организация обучения ноябрьСинхронизированы руководителей и декабрь процессы обучения специалистов 2021, педагогических и ИРО/ИПК/ЦНППМ мартуправленческих команд на апрель всей территории Российской 2022 Федерации 26. Организация обучения март 2022 Синхронизированы специалистов процессы обучения муниципальных педагогических и органов управления управленческих команд на образованием всей территории Российской Федерации 27. Обеспечение мартповышения апрель квалификации 2022 руководителей общеобразовательных организаций, разрабатывающих и реализующих основные образовательные программы начального общего и основного общего образования по вопросам реализации обновленных ФГОС НОО и ООО 28. Обеспечение март – повышения август 2022 квалификации всех педагогических работников, участвующих в разработке и реализации основной образовательной № п/п Наименование Сроки Ответственные Ожидаемые результаты мероприятия исполнения программы начального общего и основного общего образования по вопросам реализации обновленного ФГОС V. Мониторинг готовности регионов к введению обновленных ФГОС начального общего и основного общего образования 29. Внедрение системы январьСоставлен перечень мониторинга февраль муниципальных готовности 2022 образований с низким образовательных уровнем готовности к организаций к введению обновленных введению ФГОС обновленных ФГОС 30. Проведение февральОбеспечен промежуточный индивидуальных март 2022 контроль готовности контрольных муниципальных собеседований по образований к введению готовности обновленных ФГОС муниципальных образований к введению обновленных ФГОС 31. Организация май 2022 Обеспечен промежуточный контрольных контроль готовности экспертных выездов в муниципальных муниципальные образований к введению образования на основе обновленных ФГОС. риск-ориентированной Оказана помощь модели с целью региональных экспертов снижения рисков при муниципальным органам переходе к реализации управления образованием, обновленных ФГОС координационным группам по введению обновленных ФГОС 32. Внедрение системы декабрь Обеспечен промежуточный мониторинга 2022 контроль качества реализации реализации в образовательными муниципальных организациями образованиях обновленных обновленных ФГОС ФГОС (зеленая, желтая, красная зоны) VI. Информационное обеспечение введения обновленных ФГОС начального общего и основного общего образования 33. Информирование декабрь Осознание обществом прав общественности через 2021, далее и возможностей, средства массовой ежемесячно предоставляемых системой информации о образования Российской подготовке и Федерации гражданам при № п/п Наименование Сроки Ответственные Ожидаемые результаты мероприятия исполнения успешных практиках реализации обновленных реализации ФГОС обновленных ФГОС в общеобразовательных организациях субъекта Российской Федерации Приложение 4 Критерии готовности системы образования субъекта Российской Федерации к введению обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования разработан и утвержден план-график введения обновленных ФГОС начального общего и основного общего образования (далее – обновленный ФГОС) в субъекте Российской Федерации; создан (действует) орган, координирующий подготовку к введению в субъекте Российской Федерации обновленных ФГОС; активизирована (организована) работа региональных учебнометодических объединений, методических служб, предметных ассоциаций учителей в части первоочередных действий по введению обновленных ФГОС; подготовлен и утвержден план проведения региональных научнопрактических конференций, педагогических чтений, семинаров и иных образовательных событий по актуальным вопросам введения обновленных ФГОС; обеспечено повышение квалификации управленческих и педагогических команд по вопросам введения обновленных ФГОС; проведен анализ имеющихся в субъекте Российской Федерации авторских учебных программ, степень их использования при реализации обновленных ФГОС, определены способы контроля качества образовательной деятельности в образовательных организациях, имеющих статус федерально и/или региональной инновационной площадки; разработан и реализуется комплекс мероприятий по обеспечению условий реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего образования, соответствующих требованиям обновленных ФГОС, общеобразовательными организациями субъекта Российской Федерации; обеспечен контроль сопряжения содержания внеурочной и урочной деятельности, воспитательной работы, а также содержания программ дополнительного образования с целью достижения планируемых образовательных результатов; сформирован план мероприятий по широкому информированию общественности через средства массовой информации о подготовке и успешных практиках реализации обновленных ФГОС в общеобразовательных организациях субъекта Российской Федерации; создана система мониторинга результатов реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего образования, соответствующих требованиям обновленных ФГОС. Приложение 5 Критерии готовности образовательной организации к введению обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования разработан и утвержден на уровне образовательной организации планграфик мероприятий по введению обновленных ФГОС; разработаны и утверждены основные образовательные программы начального общего и основного общего образования, соответствующие требованиям обновленных ФГОС; разработаны и утверждены рабочие программы по учебным предметам, программы внеурочной деятельности; нормативная база (локальные акты) образовательной организации приведена в соответствие с требованиями обновленных ФГОС (Правила приема граждан на обучение, Положение о порядке зачета результатов освоения обучающимися учебных предметов, Положение о языках образования, Положение, регламентирующее режим занятий обучающихся, Положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, Положение об организации обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, режим занятий, финансирование, материальнотехническое обеспечение, штатное расписание и др.); приведены в соответствие с требованиями обновленных ФГОС к кадровым и психолого-педагогическим условиям реализации основных образовательных программ штатное расписание и должностные инструкции работников образовательной организации; определен список учебников, учебных пособий, информационноцифровых ресурсов, используемых в образовательном процессе и соответствующих требованиям обновленными ФГОС; обеспечена доступность использования информационно-методических ресурсов для участников образовательных отношений; обновлен/укомплектован библиотечно-информационный центр образовательной организаций учебной и учебно-методической литературой; определена модель реализации сетевых форм взаимодействия общеобразовательной организации с организациями дополнительного образования, учреждениями культуры и спорта в реализации основных образовательных программ, соответствующих требованиям обновленных ФГОС; разработан план работы внутришкольных методических объединений с ориентацией на рассмотрение и методическую помощь педагогическим работникам в вопросах реализации обновленных ФГОС, сформированы методические группы по всем направлениям функциональной грамотности; осуществлено повышение квалификации управленческой и педагогической команд по вопросам введения обновленных ФГОС; сформирована система мониторинга готовности каждого учителя к реализации обновленных ФГОС (пройдены курсы повышения квалификации, утверждены рабочие программы, в календарно-тематическое планирование встроены задания по формированию функциональной грамотности, в педагогическую деятельность включены федеральные онлайн конструкторы, электронные конспекты уроков, соответствующие требованиям обновленных ФГОС, имеется банк приемов по решению в урочной и внеурочной деятельности задач воспитания); обеспечены кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации основной образовательной программы начального общего и основного общего образования, соответствующей требованиям обновленных ФГОС. Организационноуправленческий процесс введения обновленных ФГОС I Этап - подготовка Ноябрь 2021 – декабрь 2021 Анализ результатов реализации общеобразовательными организациями обновленных ФГОС в пилотном режиме и формирование модели управления процессами введения ФГОС с 01.09.2022 II Этап - внедрение Январь 2022 – август 2022 Реализация единых управленческих механизмов введения обновленных ФГОС в Российской Федерации (федеральный, региональный, муниципальный уровни и уровень образовательной организации) III Этап - контроль Сентябрь 2022 – декабрь 2022 Реализация обновленных ФГОС в штатном режиме во всех школах Российской Федерации ФЕДЕРАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ВВЕДЕНИЯ ОБНОВЛЕННЫХ ФГОС Федеральные организации МИНПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИИ Координационная группа и Совет по ФГОС: общее управление процессом и выработка рекомендаций по корректирующим действиям РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОИВ РЕГИОНАЛЬНАЯ КООРДИНАЦИОННАЯ ГРУППА Планирование, координация, контроль, корректирующие мероприятия по введению обновленных ФГОС, выявление дефицитов ЕДИНЫЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР НА БАЗЕ ИРО/ЦНППМ Региональные организации Организация и проведение КПК, семинаров/совещаний для муниципальных методических служб по организационному и методическому сопровождению введения обновленных ФГОС Региональные центры цифровых технологий, развития талантов и оценки качества образования ИРО, ЦНППМ, РУМО, методические советы, методические отделы Муниципальные организации ИМК, МУМО Школьные УМО Техническая поддержка и технологическое развитие региональной системы образования, организация сопряжения дополнительного образования с общим образованием, мониторинг результатов РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ И УМО, ТЬЮТОРСКИЕ КОМАНДЫ Анализ изменений примерной ООП, изучение проектов РП, конструктора РП, выставленных на сайте ИСРО, инструментов введения обновленных ФГОС, сопровождение деятельности ММС, методических групп педагогов по введению обновленных ФГОС ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ Разработка ООП, РП по учебным предметам/курсам, выявление дефицитов, изменение должностных инструкций работников, локальных НПА; выбор модели организации образовательного процесса, работа с родителями по введению обновленных ФГОС ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН-ГРАФИК МЕРОПРИЯТИЙ МИНПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИИ по введению обновленных ФГОС начального общего и основного общего образования 2022 2021 НОЯБРЬ Нормативное обеспечение Методическое обеспечение Кадровое обеспечение Организационноуправленческое обеспечение ДЕКАБРЬ ЯНВАРЬ ФЕВРАЛЬ МАРТ Разработка федерального плана-графика, регионального типового плана Разработка инструктивнометодического письма о введении обновленных ФГОС Обучение руководителей и специалистов ИРО/ИПК/ЦНППМ АПРЕЛЬ Разработка примерных ООП Проведение анализа распространенности УМК в субъектах РФ Разработка методических сопровождению учителя в обновленных ФГОС по Разработка методических рекомендаций по системе оценки достижения планируемых образовательных результатов Разработка типовых программ ПК и обучение команд региональных ИРО Разработка методических рекомендаций внеурочной деятельности Разработка методических рекомендаций по использованию имеющихся в ОО УМК в разрезе учебных предметов и лет обучения Разработка типового комплекта методических документов для руководителя образовательной организации Разработка методических пособий, содержащих «методические шлейфы», видеоуроки по учебным предметам Сопровождение деятельности региональных методических служб Организация образовательных событий (конференции, марафоны, форумы, Foresight-сессии, семинары и др.) Проведение окружных совещаний с педагогическим сообществом регионов Российской Федерации по актуальным вопросам введения обновленных ФГОС Проведение организационных совещаний с подведомственными Минпросвещения России организациями по постановке задач Определение оператора по вопросам организации введения обновленных ФГОС группы вопросам Разработка системы мониторинга образовательных организаций к обновленных ФГОС Мониторинг готовности регионов готовности реализации Заседания рабочих групп по предметам «Математика», «Информатика», «Физика», «Химия», «Биология» Заседание координационной группы Минпросвещения России по введению обновленных ФГОС Заседание по ФГОС Проведение индивидуальных собеседований региональными ОИВ Разработка чек-листа для проведения контрольных собеседований по готовности субъектов РФ к введению обновленных ФГОС Информационное обеспечение Заседание рабочей группы по предметам «Физика», «Химия», «Биология» (углубленный уровень) с СЕНТЯБРЬ ОКТЯБРЬ Совета Разработка системы мониторинга реализации ФГОС образовательными организациями НОЯБРЬ ДЕКАБРЬ Проведение серии индивидуальных контрольно-консультативных совещаний с руководителями РОИВ Методическое сопровождение учителя по вопросам реализации обновленных ФГОС Мониторинг реализации обновленных ФГОС Заседание координационной группы Минпросвещения России по введению обновленных ФГОС Заседание координационной группы Минпросвещения России по введению обновленных ФГОС МОУО, Контрольные экспертные выезды в субъекты РФ на основе риск-ориентированной модели с целью снижения рисков при введении обновленных ФГОС Информирование общественности по вопросам введения обновленных ФГОС с использованием Интернет-ресурсов, научно-методических изданий, СМИ 2022 Разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми при реализации обновленных ФГОС Методическое сопровождение учителя Проведение серии индивидуальных контрольно-консультативных совещаний с руководителями РОИВ Разработка чек-листов для проведения самодиагностики готовности к введению обновленных ФГОС для РОИВ, МОУО, ОО Заседание координационной Минпросвещения России по организации введения ФГОС Обучение руководителей и специалистов педагогических работников Обучение руководителей и специалистов МОУО, педагогических работников Заседание рабочей группы по предметам «Математика» и «Информатика» (углубленный уровень) ИЮЛЬ Разработка и внедрение онлайн конструкторов, электронных конспектов уроков по Проведение серии консультативных совещаний с руководителями РОИВ Создание базы данных ответственных в субъекте РФ руководителей за введение обновленных ФГОС, определение функционала ИЮНЬ АВГУСТ Разработка примерных рабочих программ по предметам «Математика», «Информатика» (углубленный Утверждение федерального уровень) перечня учебников рекомендаций по процессе реализации Разработка методических рекомендаций составлению индивидуальных учебных планов Разработка типовых «дорожных карт» по переходу к реализации примерных ООП и РП (для эксклюзивных ОО) МАЙ Заседание Совета по ФГОС 2023 Заседание координационной группы Минпросвещения России по введению обновленных ФГОС Разработка методических рекомендаций по включению в календарнотематическое планирование, поурочные планы заданий по формированию функциональной грамотности Сопровождение деятельности региональных методических служб Участие в работе традиционных региональных августовских совещаний по вопросам управления введением обновленных ФГОС СОПРОВОЖДЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОДГОТОВКЕ К ВВЕДЕНИЮ ОБНОВЛЕННЫХ ФГОС 2021 год Количество заявок на апробацию примерных рабочих программ (по состоянию на 15.12.2021) 85 Создано региональных координационных групп 24 Проведено консультативных совещаний и онлайн мероприятий 1189 516 Программ ПК в реестре по вопросам введения обновленных ФГОС 119 Прошли обучение ректоров, руководителей ИРО/ИПК/ЦНППМ 1270 более Просмотров записей совещаний 40000 Прошли обучение специалистов ИРО/ИПК/ЦНППМ Поступило заявок на апробацию примерных рабочих программ по учебным предметам Количество субъектов САМОДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ СУБЪЕКТОВ РФ К ВВЕДЕНИЮ ОБНОВЛЕННЫХ ФГОС 2021 год 32 субъекта РФ по состоянию на 15.12.2021 13 субъектов РФ Полная готовность к введению ФГОС Выявленные дефициты 26 40 субъектов РФ 14 10 Учебники Выявлены дефициты в единичных субъектах Кадры Материальная база Количество субъектов Выявленные дефициты 9 9 ПООП Метод.рекомендации Количество субъектов 5 4 Оценивание РП по угл.изуч. Выявленные дефициты 3 Информированность родителей 1 Типовой комплект методических документов 3 Индивидуальные учебные планы 1 Методические рекомендации по ЦОС 1 ФИП 1 Внеурочная деятельность СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КОМАНД по введению обновленных ФГОС Для региональных и муниципальных управленческих команд разработаны инструменты управления Инструктивнометодическое письмо о введении обновленных ФГОС Типовой план мероприятий для разработки субъектами Российской Федерации региональных планов по введению обновленных ФГОС Критерии готовности региональной системы образования и образовательных организаций к введению обновленных ФГОС 2021 год Перечень мероприятий федерального, регионального, муниципального уровней и уровня образовательной организации по организации введения обновленных ФГОС ЧЕК-ЛИСТЫ самодиагностики готовности к введению обновленных ФГОС (региональный, муниципальный уровень и уровень образовательной организации) ЧЕК-ЛИСТ САМОДИАГНОСТИКИ ГОТОВНОСТИ 2021 год регионов Российской Федерации к введению обновленных ФГОС начального общего и основного общего образования Вариативная часть Инвариантная часть • Сформировать схему (алгоритм, процесс) управления деятельностью по введению обновленных ФГОС: создать региональный координационный совет по введению обновленных ФГОС • Согласовать перечень функций регионального координационного совета и его руководителя с Минпросвещения России • Создать базу данных специалистов, ответственных в муниципальных образованиях за введение обновленных ФГОС • Разработать и утвердить региональный план-график мероприятий по введению обновленных ФГОС • Определить организацию-оператора по сопровождению введения обновленных ФГОС в регионе • Провести самодиагностику готовности к введению обновленных ФГОС в субъекте РФ • Организовать проведение еженедельных регионально-муниципальных управленческих семинаров-совещаний по подготовке к введению обновленных ФГОС • Обеспечить участие образовательных организаций региона в процессах мониторинга готовности образовательных организаций к введению обновленных ФГОС и контроль результатов мониторинга • Составить перечень наиболее распространенных учебников, используемых в регионе, по каждому учебному предмету; определить дефициты УМК на предмет соответствия требованиям обновленных ФГОС •Обеспечить контроль использования методических пособий, содержащих «методический шлейф» и видеоуроки по учебным предметам • Обеспечить контроль проведения мероприятий по организации стажировок в образовательных организациях, имеющих положительный опыт введения обновленных ФГОС в пилотном режиме (при наличии) • Обеспечить контроль сопряжения содержания внеурочной и урочной деятельности, воспитательной работы, а также содержания программ дополнительного образования с целью достижения планируемых результатов • Обеспечить контроль синхронизации/интеграции ООП и ПДО на базе ОО, ДОП, СПО, сущностей национального проекта «Образование» (центров «Точка Роста», «IT-куб», «Кванториум») Провести мероприятия по организации практико-ориентированных курсов повышения квалификации учителей по подготовке к введению обновленных ФГОС Актуализировать план работы региональных учебно-методических объединений, методических служб, предметных ассоциаций в части первоочередных действий по введению обновленных ФГОС • Активизировать (организовать) деятельность региональных учебнометодических объединений и ассоциаций учителей-предметников • Организовать мероприятия по организации наставничества с целью повышения профессионального уровня учителей по вопросам введения обновленных ФГОС • Обеспечить отбор и распространение лучших региональных практик реализации в общеобразовательных организациях субъекта РФ • Организовать проведение региональных образовательных мероприятий в различных формах: конференции, мастер-классы, тренинги, круглые столы и пр. • Создать региональные стажировочные (методические) площадки по вопросам введения обновленных ФГОС (при необходимости) • Обеспечить контроль организации процессов обратной связи через мероприятия по проведению информационно-просветительской работы с родителями, СМИ, общественностью по вопросам введения ФГОС • Обеспечить систему поддержки педагогических работников по включению в календарно-тематическое планирование, поурочные планы учителя заданий по формированию функциональной грамотности • Внедрить систему мониторинга результатов реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего образования в соответствии с ФГОС Обеспечить финансирование из средств регионального бюджета обновления материально-технической базы образовательных организаций, включая их филиалы, предметными классами и др. оборудованием Разработать модель финансирования деятельности методических служб с учетом региональных потребностей и возможностей Обеспечить контроль внедрения сетевых образовательных программ ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССАМИ ВВЕДЕНИЯ ОБНОВЛЕННЫХ ФГОС ДЕФИЦИТЫ МЕРЫ ПО РЕШЕНИЮ Отсутствие / неэффективность реализации модели самодиагностики и самоанализа готовности школы / муниципалитета / региона к введению обновленных ФГОС Разработка инструментов для проведения самодиагностики и анализа полученных результатов (чек-листы, методические рекомендации) Несовершенная система информационного и экспертноаналитического обеспечения принимаемых решений Создание региональных служб анализа и мониторинга динамики развития образования, подготовка соответствующих специалистов, приобретение оборудования и необходимых программных средств Несовершенство региональных/муниципальных систем оценки качества образования Низкая оснащенность образовательных организаций предметными классами естественно-научной направленности Низкая оснащенность информационных центров школьных Устаревший парк вычислительной образовательных организациях Формирование региональных/муниципальных систем ОКО в контексте международных методологий Оснащение 100% инновационным оборудованием школ, Несвоевременное утверждение планов-графиков по введению обновленных ФГОС Слабый организационноуправленческий контроль на уровне субъекта РФ, муниципального образования, образовательной организации включая филиалы, учебно-лабораторным библиотечноОрганизация доступа образовательных организаций к национальным электронным библиотекам техники РИСКИ Необеспеченность в полном объеме учебниками, соответствующими требованиям обновленных ФГОС в Оснащение 100% школ, включая филиалы, базовым стандартом «ЦОС» Нестабильный положительный информационный фон