Положение о проектной деятельности

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ВЕЛИЖАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
626032, Тюменская область, Нижнетавдинский район, село Иска, улица Береговая, 1 тел:8 (34533) 46-1-24, 46-2-56

Утверждаю:
Директор школы
Ваганова Н.В.___

ПОЛОЖЕНИЕ
о проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся по
ФГОС НОО , ФГОС ООО и ФГОС СОО в МАОУ «ВелижанскаяСОШ»
I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет цели и задачи проектно-исследовательской
деятельности в муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждениях
Красногвардейского района, порядок ее организации, общие требования к содержанию,
представлению и оценке проектных работ учащихся.
1.2 Настоящее положение разработано на основе:
- Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N
273-ФЗ;
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования, утверждённого приказам министерства образования и науки Российской
Федерации от 6 октября 2009г. №273;
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования, утверждённого приказам министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 декабря 2010г. №1897;
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования, утверждённого приказам министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 мая 2012года №413;
- Начальной общей образовательной программы, основной общей образовательной
программы , средней общей образовательной программы
- Программы формирования универсальных учебных действий.
Проектно – исследовательская деятельность – это технология, основанная на
научном методе познания, которая предполагает решение обучающимися разнообразных
задач исследовательского творческого характера под руководством педагога; это
познавательная, учебная, исследовательская и творческая деятельность, в результате которой
появляется решение задачи, которое представлено в виде проекта.
Проектный метод предполагает творческое раскрытие личности учащегося при
самостоятельной работе.
Проектно-исследовательская деятельность является одной из форм организации
образовательных
отношений,
способствует
повышению
качества
образования,
демократизации стиля общения учителей и учащихся, развитию персональных
компетентностей обучающихся, их успешной социализации, является одним из методов

развивающего (личностно-ориентированного) обучения; одним из способов оценки
достижения метапредметных результатов образовательной программы.
1.2. Выполнение индивидуального итогового проекта является обязательным для
каждого обучающегося, занимающегося по ФГОС.
1.3. Невыполнение учащимся индивидуального итогового проекта равноценно
получению неудовлетворительной оценки по любому учебному предмету. Такие
обучающиеся переводятся в следующий класс с условием ликвидации академической
задолженности в течение 1-го полугодия следующего учебного года.
1.4. Защита индивидуального итогового проекта является одной из обязательных
составляющих материалов системы внутришкольного мониторинга образовательных
достижений.
1.5. Проектная работа не допускает какие-либо виды плагиата. Использование какихлибо видов информационных источников обязательно сопровождается ссылкой на эти
источники, в том числе и Internet-ресурсы. В случае заимствования текста работы (плагиата)
без указания ссылок на источник проект к защите не допускается.
1.6. Отметка за выполнение индивидуального проекта выставляется в классном
(электронном) журнале учебного предмета «Проектная деятельность» и личном деле всем
обучающимся по итогам защиты индивидуального проекта в графу итоговая отметка. В
документ государственного образца об уровне образования — аттестат об основном общем
образовании — отметка выставляется в свободную строку.
1.7. При неудовлетворительных результатах защиты индивидуального проекта директор
издает приказ по школе, в котором назначаются дополнительные сроки пересдачи.
1.8. Защита индивидуального исследовательского проекта является одной из
обязательных составляющих допуска к ГИА.
1.9. Результаты выполнения индивидуального проекта могут рассматриваться как
дополнительное основание при зачислении выпускника основной школы на избранное им
направление профильного обучения в старшей школе.
II. Понятия
Проект – это форма организации совместной деятельности учителя и учащихся, совокупность
приемов и действий в их определенной последовательности, направленной на достижение
поставленной цели – решение конкретной проблемы, значимой для учащихся и оформленной
в виде некоего конечного продукта.
Исследовательский проект – один из видов учебных проектов, где при сохранении всех
свойств проектной деятельности учащихся одним из ее компонентов выступает
исследование.
III. Цели учебно-исследовательской и проектной деятельности
3. Цели определяются как их личностными, так и социальными мотивами:
- самостоятельное приобретение недостающих знаний из разных источников;
- умение пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и
практических задач;
- приобретение коммуникативных умений, работая в группах;
- развитие исследовательских умений (умения выявления проблем, сбора информации,
наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
- развитие системного мышления;

- вовлечение учащихся в социально-значимую творческую, исследовательскую и
созидательную деятельность;
- ознакомление учащихся с методами и технологиями проектной деятельности;
- обеспечение индивидуализации и дифференциации обучения;
- поддержка мотивации в обучении;
- реализация потенциала личности.
IV. Задачи учебно-исследовательской и проектной деятельности:
- воспитание у школьников интереса к познанию мира, к углубленному изучению дисциплин,
выявлению сущности процессов и явлений во всех сферах деятельности (науки, техники,
искусства, природы, общества);
- формирование склонности учащихся к научно-исследовательской деятельности, умений и
навыков проведения экспериментов;
- развитие умения самостоятельно, творчески мыслить;
- выработка навыков самостоятельной работы с научной литературой, обучение методике
обработки полученных данных и анализа результатов, составление и формирование отчета и
доклада о результатах научно-исследовательской работы;
- мотивирование выбора профессии, профессиональной и социальной адаптации;
- формирование единого школьного научного общества учащихся со своими традициями;
- пропагандирование достижений отечественной и мировой науки, техники, литературы,
искусства.
V. Особенности проектной и учебно-исследовательской деятельности
5.1. Направленность не только на повышение компетентности подростков в предметной
области определенных учебных дисциплин, на развитие их способностей, но и на создание
продукта, имеющего значимость для других.
5.2. Возможность реализовать потребности учащихся в общении со значимыми,
референтными группами одноклассников, учителей. Строя различного рода отношения в ходе
целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, подростки
овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного
вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и
сотрудничества в коллективе.
5.3. Сочетание различных видов познавательной деятельности. В них могут быть
востребованы практически любые способности подростков, реализованы личные пристрастия
к тому или иному виду деятельности.
VI. Общие характеристики учебно-исследовательской и проектной деятельности
6.1. Учебно-исследовательская и проектная деятельность имеют общие практически значимые
цели и задачи.
6.2. Структура проектной и учебно-исследовательской деятельности включает следующие
компоненты: анализ актуальности проводимого исследования; целеполагание, формулировку
задач, которые следует решить; выбор средств и методов, адекватных поставленным целям;
планирование, определение последовательности и сроков работ; проведение проектных работ
или исследования; оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или
целями исследования; представление результатов;
6.3. Учебно-исследовательская и проектная деятельность требуют от обучающихся
компетентности в выбранной сфере исследования, творческой активности, собранности,
аккуратности, целеустремленности, высокой мотивации.

VII. Различие проектной и учебно-исследовательской деятельности
Проектная деятельность
Проект направлен на получение конкретного
запланированного результата – продукта,
обладающего определенными свойствами и
необходимого для конкретного использования
Реализацию проектных работ предваряет
представление
о
будущем
проекте,
планирование процесса создания продукта и
реализации этого плана.
Результат проекта должен быть точно
соотнесен со всеми характеристиками,
сформулированными в его замысле

Учебно-исследовательская
деятельность
В ходе исследования организуется поиск в
какой-то
области,
формулируются
отдельные характеристики итогов работ.
Отрицательный результат – тоже результат
Логика построения исследовательской
деятельности включает формулировку
проблемы исследования, выдвижение
гипотезы (для решения этой проблемы) и
последующую экспериментальную или
модельную
проверку
выдвинутых
предположений

VIII. Требования к построению проектно-исследовательского процесса
8.1. Проект или учебное исследование должны быть выполнимыми и соответствовать
возрасту, способностям и возможностям учащихся.
8.2. Тема исследования должна быть интересна для учащегося и совпадать с кругом интереса
учителя.
8.3. Раскрытие проблемы в первую очередь должно приносить что-то новое учащемуся, а уже
потом науке.
8.4. Для выполнения проекта должны быть созданы все условия – информационные ресурсы,
мастерские, клубы, школьные научные общества.
8.5. Учащиеся должны быть подготовлены к выполнению проектов и учебных исследований
как в части ориентации при выборе темы проекта или учебного исследования, так и в части
конкретных приемов, технологий и методов, необходимых для успешной реализации
выбранного вида проекта.
8.6. Обеспечить педагогическое сопровождение проекта как в отношении выбора темы и
содержания (научное руководство), так и в отношении собственно работы и используемых
методов (методическое руководство).
8.7. Использовать для начинающих дневник самоконтроля, в котором отражаются элементы
самоанализа в ходе работы и который используется при составлении отчетов и во время
собеседований с руководителями проекта.
8.8. Необходимо наличие ясной и простой критериальной системы оценки итогового
результата работы по проекту и индивидуального вклада (в случае группового характера
проекта или исследования) каждого участника.
8.9. Результаты и продукты проектной или исследовательской работы должны быть
презентованы, получить оценку и признание достижений в форме общественной конкурсной
защиты, проводимой в очной форме или путем размещения в открытых ресурсах Интернета
для обсуждения.

IX. Формы организации проектной деятельности
9.1. Виды проектов:
- информационный (поисковый) направлен на сбор информации о каком-то объекте,
явлении; на ознакомление с ней участников проекта, ее анализ и обобщение фактов,
предназначенных для широкой аудитории;
- исследовательский полностью подчинен логике пусть небольшого, но исследования, и
имеет структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным
исследованием;
- творческий (литературные вечера, спектакли, экскурсии);
- социальный, прикладной (практико-ориентированный) направленный на решение проблемы
той или иной социальной группы, территориального сообщества или общества в целом. В основе
такого противоречия лежит неудовлетворенность в актуальной ситуации социально приемлемых (с
точки зрения социальной группы или государственной идеологии) потребностей или столкновение
интересов и потребностей социальных групп;
- игровой (ролевой), в таких проектах структура только намечается и остается открытой до
завершения работы. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером
и содержанием проекта;
- инновационный (предполагающий организационно-экономический механизм внедрения).
- прикладной отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его
участников.
- технологический (инженерный) нацелен на освоение учащимися общих элементов инженерной
технологии разработки и внедрения технических устройств и систем.
- бизнес-план – целью создания бизнес-плана является получение учащимися опыта
проектирования в коммерческой сфере, позволяющего освоить общие алгоритмы деятельности,
связанные с созданием и продвижением нового продукта-товара или услуги.
Так, например, результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из
следующих работ:
а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы,
отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.);
б) художественная творческая работа
(в области литературы, музыки,
изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или
стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения
музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;
в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;
г) отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты,
так и мультимедийные продукты.
д) Мультимедийный продукт, Чертеж изделия, Модель изделия, Бизнес-план.Газета,
видеофильм, статья. Макет. Костюм. Изделие. Проведение мероприятия. Оформление зала.
Электронное учебное пособие. Выставка. Презентация (устная, компьютерная). Иной продукт,
выполнение которого обосновано учащимся.
9.2. В состав материалов, которые должны быть подготовлены по завершению проекта для
его защиты, в обязательном порядке включаются:
1) выносимый на защиту продукт проектной деятельности, представленный в одной из
описанных выше форм;

2) подготовленная учащимся краткая пояснительная записка к проекту (объёмом не
более одной машинописной страницы) с указанием для всех проектов: а) исходного замысла,
цели и назначения проекта; б) краткого описания хода выполнения проекта и полученных
результатов; в) списка использованных источников. Для конструкторских проектов в
пояснительную записку, кроме того, включается описание особенностей конструкторских
решений, для социальных проектов — описание эффектов/эффекта от реализации проекта;
3) краткий отзыв руководителя, содержащий краткую характеристику работы учащегося
в ходе выполнения проекта, в том числе: а) инициативности и самостоятельности;
б) ответственности
(включая
динамику
отношения
к
выполняемой
работе);
в) исполнительской дисциплины. При наличии в выполненной работе соответствующих
оснований в отзыве может быть также отмечена новизна подхода и/или полученных решений,
актуальность и практическая значимость полученных результатов.
9.3. По содержанию проект может быть - монопредметный, метапредметный, относящийся
к области знаний (нескольким областным), относящийся к области деятельности.
9.4. По количеству участников:
- индивидуальный – самостоятельная работа, осуществляемая учащимся на протяжении
длительного периода, возможно в течение всего учебного года. В ходе такой работы
обучающийся – автор проекта –самостоятельно или с небольшой помощью педагога получает
возможность научиться планировать и работать по плану – это один из важнейших не только
учебных, но и социальных навыков, которым должен овладеть школьник;
- парный, малогрупповой (до 5 человек);
- групповой (до 15 человек);
- коллективный (класс и более в рамках школы), муниципальный, областной, всероссийский,
международный, сетевой (в рамках сложившейся партнерской сети, в том числе в Интернете).
9.5. Длительность (продолжительность) проекта: от проекта-урока до многолетнего проекта.
X. Формы организации учебно-исследовательской деятельности
10.1. На урочных занятиях:
- урок-исследование, урок-лаборатория, урок – творческий отчет, урок изобретательства, урок
«Удивительное рядом», урок-рассказ об ученых, урок – защита исследовательских проектов,
урок-экспертиза, урок «Патент на открытие», урок открытых мыслей;
- учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов
исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и
анализ его результатов;
- домашнее задание исследовательского характера может сочетать в себе разнообразные виды,
причем позволяет провести учебное исследование, достаточно протяженное во времени.
10.2. На внеурочных занятиях:
- исследовательская практика учащихся;
- образовательные экспедиции-походы, поездки, экскурсии с четко обозначенными
образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами контроля;
образовательные экспедиции предусматривают активную образовательную деятельность
школьников, в том числе и исследовательского характера;
- факультативные занятия, предполагающие углубленное изучение предмета, дают большие
возможности для реализации на них учебно-исследовательской деятельности учащихся;
- научное общество учащихся – форма внеурочной деятельности, которая сочетает в себе
работу над учебными исследованиями, коллективное обсуждение промежуточных и итоговых

результатов этой работы, организацию круглых столов, дискуссий, дебатов,
интеллектуальных игр, публичных защит, конференций и пр., а также встречи с
представителями науки и образования, экскурсии в учреждения науки и образования,
сотрудничество с НОУ других школ;
- участие учащихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе дистанционных,
предметных неделях, интеллектуальных марафонах предполагает выполнение ими учебных
исследований или их элементов в рамках данных мероприятий.
XI. Планируемые результаты усвоения обучающимися универсальных учебных
действий в процессе работы над проектом
Учащиеся должны научиться:
11.1. Ставить проблему и аргументировать ее актуальность.
11.2. Формулировать гипотезу исследования и раскрывать замысел – сущность будущей
деятельности.
11.3. Планировать исследовательские работы и выбирать необходимый инструментарий.
11.4. Собственно проводить исследование с обязательным поэтапным контролем и
коррекцией результатов работ.
11.5. Оформлять результаты учебно-исследовательской деятельности как конечного продукта.
11.6. Представлять результаты исследования широкому кругу заинтересованных лиц для
обсуждения и возможного дальнейшего практического использования.
11.7. Самооценивать ход и результат работы.
11.8. Четко формулировать цели группы и позволять ее участникам проявлять инициативу для
достижения этих целей.
11.9. Оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели.
11.10. Обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе.
11.11. Устанавливать с партнерами отношения взаимопонимания.
11.12. Обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных
совместных решений.
11.13. Адекватно реагировать на нужды других.
XII. Организация проектной и учебно-исследовательской работы
12.1. В проектной и учебно-исследовательской деятельности принимают участие школьники
с 1-го по 11-й классы.
12.2. Для осуществления проектной и учебной и учебно-исследовательской деятельности
учащихся определяется руководитель проекта по желанию обучающегося.
12.3. Руководителями проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся
являются все учителя школы.
12.4. Кандидатуры руководителей согласовываются учащимися с координатором проектной и
учебно-исследовательской деятельности школы – заместителем директора по учебновоспитательной работе.
12.5. Вид проектной деятельности определяется учащимися совместно с руководителями
проектов. При выборе темы можно учитывать приоритетные направления развития школы и
индивидуальные интересы учащегося и педагога.
12.6. Определение тематики и выбор руководителя проекта учащихся 1–11-х классов
производится в начале учебного года (не позднее октября).
12.7. Работа над проектом осуществляется одним или несколькими учащимися.

12.8. Руководитель консультирует учащегося по вопросам планирования, методики
исследования, оформления и представления результатов исследования.
12.9. Формами отчетности проектной и учебно-исследовательской деятельности являются:
- для исследовательских и информационных работ: реферативное сообщение, компьютерные
презентации, приборы, макеты;
- для творческих работ: письменное описание работы, сценарий, экскурсия, стендовые отчеты,
компьютерные презентации, видеоматериалы, фотоальбомы, модели.
XIII. Требования к оформлению проектно-исследовательской работы.
13.1. Тема работы должна быть сформулирована грамотно, с литературной точки зрения и
отражать содержание проекта.
13.2. Структура проекта содержит в себе:
титульный лист, оглавление, введение, основную часть, заключение, список литературы
(требования к оформлению титульного листа изложены в приложении 1).
13.3. Введение включает в себя ряд следующих положений:
- проект начинается с обоснования актуальности выбранной темы. Здесь показывается, что
уже известно в науке и практике и что осталось нераскрытым и предстоит сделать в данных
условиях. На этой основе формулируется противоречие, на раскрытие которого направлен
данный проект. На основании выявленного противоречия может быть сформулирована
проблема;
- устанавливается цель работы; цель - это то, что необходимо достигнуть в результате работы
над проектом;
- формулируются конкретные задачи, которые необходимо решить, чтобы достичь цели;
- далее указываются методы и методики, которые использовались при разработке проекта;
- завершают введение разделы «на защиту выносится», «новизна проекта», «практическая
значимость».
13.4. Основная часть проекта может состоять из одного или двух разделов. Первый, как
правило, содержит теоретический материал, а второй - экспериментальный (практический).
13.5. В заключении формулируются выводы, описывается, достигнуты ли поставленные цели,
решены ли задачи.
13.6. Общие требования к оформлению проектно-исследовательских работ:
Работа выполняется на листах стандарта А 4, шрифтом Times New Roman, размером шрифта
12 пунктов с интервалом между строк – 1,5. Размер полей: верхнее – 2см., нижнее – 1,5 см.,
левое – 3см., правое – 2 см. Титульный лист считается первым, но не нумеруется. Каждая
новая глава начинается с новой страницы. Точку в конце заголовка, располагаемого посредине
строки, не ставят. Все разделы плана (названия глав, выводы, заключение, список литературы,
каждое приложение) начинаются с новых страниц. Все сокращения в тексте должны быть
расшифрованы.
13.7. Объем текста исследовательской работы, включая формулы и список литературы, не
должен превышать 15 машинописных страниц. Для приложений может быть отведено
дополнительно не более 10 стандартных страниц. Основной текст работы нумеруется
арабскими цифрами, страницы приложений – римскими цифрами.
13.8. Перечень использованной литературы оформляется в соответствии с требованиями
ГОСТа: в алфавитном порядке: фамилии авторов, наименование источника, место и год
издания, наименование издательства, количество страниц. Если используются статьи из
журналов, то указывается автор, наименование статьи, наименование журнала, номер и год

выпуска и номера страниц, на которых напечатана статья. В тексте работы должна быть
ссылка на тот или иной источник (номер ссылки соответствует порядковому номеру
источника в списке литературы).
13.9. Алгоритм разработки проекта.
1 этап. Поисковый.
1.1.Постановка задачи для разработки проекта. Выбор темы проекта, типа проекта.
1.2. Освоение тезауруса проектной деятельности.
1.3. Формулирование проблемы проекта, его актуальности, объекта и предмета исследования,
выдвигается гипотеза проекта.
1.4. Определение цели проекта
2 этап. Аналитический.
2.1.Подбор информации, необходимой для реализации проекта
2.2.Анализ подобранной информации
2.3.Обоснование эффекта от реализации проекта (экономического, социального).
3 этап. Практический.
3.1.Определение рисков проекта.
3.2. Работа над проектом
4 этап. Презентационный.
4.1. Подготовка презентации
4.2. Защита (презентация проекта).
5 этап. Выполнение проекта.
6 этап. Контрольный.
6.1.Анализ результатов выполнения проекта.
6.2.Оценка качества выполнения проекта.
XIV. Подведение итогов проектной и учебно-исследовательской деятельности
14.1. На ежегодной школьной научной конференции производится презентация и защита
проектных работ. В конференции могут участвовать все учащиеся школы.
14.2.Для проведения школьной конференции, презентации проектно-исследовательских работ
создается специальная комиссия, в состав которой могут входить учителя, педагоги
дополнительного образования, педагоги-психологи, администраторы школы, преподаватели
вузов, родители, представители ученического самоуправления и иные квалифицированные
работники.
14.3.Специальная комиссия оценивает уровень проектно-исследовательской деятельности
конкретного учащегося, определяет победителей конкурса проектных работ.
14.4.Состав специальной комиссии определяется методическими объединениями школы.
Количество членов комиссии не должно быть менее 3 и более 7 человек. В состав комиссии
входит научный руководитель проекта, который защищается.
14.5. По решению специальной комиссии лучшие работы учащихся могут быть поощрены
дипломами, рекомендованы к представлению на конференции, и конкурсы районного,
областного, федерального, международного уровней.
14.6 Учащимся после презентации проектной работы на школьной конференции вручается
специальный сертификат, свидетельствующий о защите проекта.
14.7.Защищенный проект не может быть полностью использован в следующем учебном году,
как в качестве отдельной проектной работы, так и в качестве экзаменационной работы.

Возможно лишь использование отдельных материалов для осуществления новой проектноисследовательской работы.
14.8.Реферативные проектно-исследовательские материалы, а также сами проекты
принадлежат образовательному учреждению.
14.9. В школе организуется банк проектно-исследовательских работ, которым (при условии их
сохранности) могут пользоваться как педагоги, так и ученики школы, занимающиеся
проектно-исследовательской деятельностью.
14.10.Итогами проектной и учебно-исследовательской деятельности следует считать не
столько предметные результаты, а интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост
их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения
сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой
исследовательской и проектной работы, которая рассматривается как показатель успешности
(неуспешности) исследовательской деятельности.
14.11. Контроль работы по проектам в общешкольном масштабе осуществляют заместители
директора по УВР.
XV. Критерии оценивания проектно-исследовательской деятельности
I этапе – изучение представленных работ членами жюри.
II этап – заслушивание докладов участников на заседании тематических секций, ведение
дискуссии.
III этап – подведение итогов.
Регламент выступления участников – 6-8 минут, дискуссия – 5 минут.
В дискуссии участвуют члены жюри, слушатели предметных секций.
Критерии оценки
1. Актуальность темы.
- имеет большой практический и теоретический интерес
- носит вспомогательный характер
- степень актуальности определить сложно
- не актуальна
2. Новизна решаемой проблемы.
- поставлена новая задача
- решение известной задачи рассмотрено с новой точки зрения, новыми методами
- задача имеет элементы новизны
- задача известна давно
3. Оригинальность методов решения задачи, исследования.
- решена новыми, оригинальными методами
- имеет новый подход к решению, использованы новые идеи
- используются традиционные методы решения
4. Научное и практическое значение результатов работы.
- результаты заслуживают опубликования и практического использования
- можно использовать в научной работе школьников
- можно использовать в учебном процессе
- не заслуживает внимания
5. Изложение доклада и эрудированность автора в рассматриваемой области.
- использование известных результатов и научных фактов в работе;
- знакомство с современным состоянием проблемы;

- полнота цитируемой литературы, ссылки на исследования учёных, занимающихся данной
проблемой;
- ясное понимание цели работы;
- логика изложения, убедительность рассуждений, оригинальность выводов;
- общее впечатление.
6. Участие в дискуссии
- соответствие содержания вопросов теме исследования;
- четкость формулировки вопросов;
- эрудиция оппонента.
7. Культура оформления работы
- соответствие стандартным требованиям;
- качество приложений;
- наличие тезиса выступления;
- наличие рецензии на работу учащегося.
Формами наглядной отчетности о результатах проектно-исследовательской
деятельности могут быть презентации, выставки, инсценировки, видеофильмы,
фоторепортажи, стендовые отчеты.
Оценивание презентации и защиты проекта происходит по разработанным критериям, и
суммарная оценка может быть выставлена по нескольким предметам, если проект
межпредметный. Проектная деятельность оценивается по 2 группам критериев: критерии
оценки содержания проекта и критерии оценки защиты проекта.
Критерии оценки содержания проекта:
№ Критерий
Оценка (в баллах)
1. Тип работы
1 - реферативная работа,
2 - работа носит исследовательский характер
2. Использование
1 - используются широко известные научные данные,
научных фактов и
2 - используются уникальные научные данные
данных
3. Использование
1 - использованы знания школьной программы,
знаний вне
2 - использованы знания за рамками школьной программы
школьной программы
4. Качество
1 - результаты могут быть доложены на школьной
исследования
конференции,
2 - результаты могут быть доложены на районной
конференции,
3 - результаты могут быть доложены на региональной
конференции
5. Структура
0 - в работе плохо просматривается структура,
проекта: введение, 1 - в работе присутствует большинство структурных
постановка
элементов,
проблемы,
2 - работа четко структурирована
решение, выводы
6. Оригинальность и
1 - тема традиционна,
новизна темы
2 - работа строится вокруг новой темы и новых идей

7.

8.

Владение автором
терминологическим
аппаратом
Качество
оформления работы

1 - автор владеет базовым аппаратом,
2 - автор свободно оперирует базовым аппаратом в беседе
1 - работа оформлена аккуратно, но без «изысков», описание
непонятно, есть ошибки,
2 - работа оформлена аккуратно, описание четко, понятно,
грамотно,
3 - работа оформлена изобретательно, применены приемы и
средства, повышающие презентабельность работы, описание
четко, понятно, грамотно

Критерии оценки защиты проекта:
№ Критерий
Оценка (в баллах)
1. Качество доклада 1 - доклад зачитывает,
2 - доклад рассказывает, но не объяснена суть работы,
3 - доклад рассказывает, суть работы объяснена,
4 - кроме хорошего доклада владеет иллюстративным
материалом,
5 - доклад производит очень хорошее впечатление
2. Качество ответов 1 - не может четко ответить на большинство вопросов,
на вопросы
2 - отвечает на большинство вопросов,
3 - отвечает на все вопросы убедительно, аргументировано
3. Использование
1 - представленный демонстрационный материал не
демониспользуется в докладе,
страционного
2 - представленный демонстрационный материал используется
материала
в докладе,
3 - представленный демонстрационный материал используется
в докладе, информативен, автор свободно в нем ориентируется
4. Оформление
1 - представлен плохо оформленный демонстрационный
демонстматериал,
рационного
2 - демонстрационный материал хорошо оформлен, но есть
материала
отдельные претензии,
3 - к демонстрационному материалу нет претензий
На каждый проект руководитель с учащимися оформляет визитную карточку и проектную
папку.

XVI. Функциональные обязанности методиста по проектной деятельности
В составе научно-методической службы школы проектной деятельностью руководят
заместители директора по УВР. На них в рамках проектной деятельности возлагаются
следующие функциональные обязанности:

16.1.Оказание методической и консультационной помощи педагогам школы, ведущим
факультативные занятия по проектной деятельности, ведение мониторинга качества
обученности учащихся).
16.2.Установка необходимого для ведения проектной деятельности программного
обеспечения.
16.3.Формирование проектных групп на основе списков учащихся, являющимися
исполнителями проектов, и педагогов, выступающих в роли руководителей проектных групп.
XVII. Функциональные обязанности руководителя проектной группы
17.1. Выбор проблемной области, постановка задач, формулировка темы, идеи и разработка
сценария проекта исходя из определенных техническим заданием возможностей будущей
программы, электронного ресурса.
17.2. Составление краткой аннотации создаваемого проекта, определение конечного вида
продукта, его назначения.
17.3. Детализация отобранного содержания, структуризация материала проекта, определение
примерного объема проекта, обеспечение исследовательской роли каждого участника
проекта.
17.4. Координация деятельности участников проекта, обеспечение постоянного контроля за
ходом и сроками выполняемых работ.
17.5. Своевременное занесение в журнал проведенных консультационных часов.
17.6. Выявление недоработок, определение путей устранения выявленных недостатков.
17.7. Несение персональной ответственности за грамотное изложение содержательной части,
оказание помощи учащемуся в подготовке документации к защите проекта.
XVIII. Механизм стимулирования работы членов проектной бригады
18.1. Обладатели лучших проектов могут направляться в командировки для участия в научнотворческих конференциях и семинарах, на курсы повышения квалификации и переподготовки
педагогических кадров, номинироваться на получение государственных наград, премий.
18.2. Документально подтвержденный результат (лауреат, призовые места) участия в
конкурсах и научных конференциях муниципального, регионального, федерального и
международного уровней дает руководителю проекта право на вознаграждение из
стимулирующего фонда оплаты труда в виде выставления соответствующих баллов в листе
оценки результативности профессиональной деятельности по итогам полугодия или в виде
разовой премии.
Положение действительно до внесения изменений.

Приложение 1
к Положению о проектной деятельности

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Велижанская средняя общеобразовательная школа» (шрифт 14)

Наименование секции/подсекции: (шрифт 14)

Исследовательская работа (Проект)
Тема: «Наименование работы» (шрифт 16)

Автор работы: (шрифт 14)
Фамилия, имя (полностью), класс,

Руководитель: (шрифт 14)
Ф.И.О.(полностью), должность.

с. Иска

Приложение 2
к Положению о проектной деятельности

Публичная защита проектной работы
– Публичная защита проекта проводится самим автором (если работа индивидуальная) или
двумя представителями творческой группы (как правило, один из них – за компьютером,
другой – представляет работу).
– Представление-защита проводится в устной форме, с обязательной демонстрацией или
фрагментов проекта, или его короткой демоверсии.
– Время, предоставляемое для выступления, 3–10 минут (точное время устанавливается
ежегодным локальным документом, посвященным организации и проведению общешкольной
конференции-конкурса, и зависит от количества работ, участвующих в конкурсе, и
планируемой продолжительности итогового этапа конференции).
– Содержание и композиция публичной защиты проекта – инициативное и творческое право
его авторов, однако в выступлении обязательно должны быть представлены следующие
вопросы:
1) обоснование выбранной темы – актуальность ее и степень исследованности;
2) определение цели и задач представляемого проекта, а также степень их выполнения;
3) краткое содержание (обзор) выполненного исследования, с обязательными акцентами на
ключевых положениях и выводах;
4) представление всех технических параметров проекта (использованные компьютерные
программы, научные источники, демонстрационно-справочный аппарат, иллюстративные
материалы и т.п.);
5) обязательное определение степени самостоятельности в разработке и решении
поставленных проблем;
6) рекомендации по возможной сфере практического использования данного проекта.
После завершения своего выступления участники творческой проектной группы,
представлявшие работу, должны суметь ответить на вопросы жюри.
– В публичной защите проекта возможно использовать различного рода дополнительную
печатную рекламно-пояснительную продукцию (программа, аннотация, рекомендательные и
пояснительные записки и т.д.).
– К участию школьного проекта в конкурсных мероприятиях внешкольного уровня
оформляется сопровождающая проектную работу документация, предусмотренная форматом
именно этого конкурса.
– Перед публичной защитой необходимо провести экспертное тестирование
демонстрационной техники, записать проект или его демонстрационную версию на
компьютер, который будет использоваться во время защиты, проверить качество записи и
условия демонстрации.

Приложение 3
к Положению о проектной деятельности
Примерное содержательное описание каждого критерия
Критерий
Уровни сформированности навыков проектной деятельности
Базовый
Повышенный
Работа в целом свидетельствует о Работа в целом свидетельствует о
Самостоспособности самостоятельно с опорой способности
самостоятельно
ставить
ятельное
на помощь руководителя ставить проблему и находить пути её решения;
приобрепроблему и находить пути её продемонстрировано свободное владение
тение
решения;
продемонстрирована логическими
операциями,
навыками
знаний и
способность
приобретать
новые критического
мышления,
умение
решение
знания и/или осваивать новые самостоятельно
мыслить;
проблем
способы действий, достигать более продемонстрирована способность на этой
глубокого понимания изученного
основе приобретать новые знания и/или
осваивать новые способы действий,
достигать более глубокого понимания
проблемы
Продемонстрировано
понимание Продемонстрировано свободное владение
Знание
содержания выполненной работы. В предметом
проектной
деятельности.
предмета
работе и в ответах на вопросы по Ошибки отсутствуют
содержанию работы отсутствуют
грубые ошибки
Продемонстрированы
навыки Работа
тщательно
спланирована
и
Регуляопределения темы и планирования последовательно
реализована,
тивные
работы.
своевременно
пройдены
все
необходимые
действия
Работа доведена до конца и этапы обсуждения и представления.
представлена комиссии;
Контроль и коррекция осуществлялись
некоторые этапы выполнялись под самостоятельно.
контролем
и
при
поддержке
руководителя. При этом проявляются
отдельные элементы самооценки и
самоконтроля обучающегося
Продемонстрированы навыки
Тема ясно определена и пояснена.
Коммуоформления проектной работы и
Текст/сообщение хорошо
никация
пояснительной записки, а также
структурированы. Все мысли выражены
подготовки простой презентации.
ясно, логично, последовательно,
Автор отвечает на вопросы
аргументированно. Работа/сообщение
вызывает интерес. Автор свободно
отвечает на вопросы
Решение о том, что проект выполнен на повышенном уровне, принимается при условии,
что такая оценка выставлена комиссией по каждому из трёх предъявляемых критериев,
характеризующих
сформированность
метапредметных
умений
(способности
к
самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, сформированности
регулятивных
действий
и
сформированности
коммуникативных
действий).
Сформированность предметных знаний и способов действий может быть зафиксирована на

базовом уровне; ни один из обязательных элементов проекта (продукт, пояснительная записка,
отзыв руководителя или презентация) не даёт оснований для иного решения.
Решение о том, что проект выполнен на базовом уровне, принимается при условии,
что такая оценка выставлена комиссией по каждому из предъявляемых критериев;
продемонстрированы все обязательные элементы проекта: завершённый продукт,
отвечающий исходному замыслу, список использованных источников, положительный отзыв
руководителя, презентация проекта; даны ответы на вопросы.
В случае выдающихся проектов комиссия может подготовить особое заключение о
достоинствах проекта, которое может быть предъявлено при поступлении в профильные
классы.
Таким образом, качество выполненного проекта и предлагаемый подход к описанию его
результатов позволяют в целом оценить способность учащихся производить значимый для
себя и/или для других людей продукт, наличие творческого потенциала, способность довести
дело до конца, ответственность и другие качества, формируемые в школе.

Приложение 4
к Положению о проектной деятельности
Дневник учащегося, выполняющего проектную работу
1. ФИО учащегося, выполняющего проектную работу
2. Предварительная тема проекта
3. ФИО руководителей проекта по предварительной теме, должность
4. Утверждённая тема проекта
5. ФИО руководителей проекта в утверждённой редакции, должность
6. Рецензенты проектной работы
7. Оппоненты проектной работы (если есть)
8. План работы над проектом
9. Поэтапная работа над проектом
Месяц

Содержание этапов
проектной деятельности

Замечания руководителя
проекта

10. Предполагаемая форма представления (презентации) проекта
11. Отметка о сдаче проекта и его презентации. Оценка жюри конкура проектов
12. Особые мнения членов специальной комиссии
Подписи руководителей проекта и членов специальной комиссии

С Положением о проектной деятельности педагогов и школьников МАОУ
“Велижанская СОШ” ознакомлены:
№ Фамилия, имя,
п/п отчество
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.

должность

дата
ознакомления
«__»_______202_
«__»_______202_
«__»_______202_
«__»_______202_
«__»_______202_
«__»_______202_
«__»_______202_
«__»_______202_
«__»_______202_
«__»_______202_
«__»_______202_
«__»_______202_
«__»_______202_
«__»_______202_
«__»_______202_
«__»_______202_
«__»_______202_
«__»_______202_
«__»_______202_
«__»_______202_
«__»_______202_
«__»_______202_
«__»_______202_
«__»_______202_
«__»_______202_
«__»_______202_
«__»_______202_
«__»_______202_
«__»_______202_
«__»_______202_
«__»_______202_
«__»_______202_
«__»_______202_
«__»_______202_
«__»_______202_
«__»_______202_
«__»_______202_
«__»_______202_
«__»_______202_

подпись

2

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

8.

Дополнительная литература:
Бобиенко О.М. Теоретические подходы к проблеме ключевых компетенций //
www.tisbi.ru/science/veatnik/2003/issue2/
Кудрявцев, А. Проектирование и управление развитием единой информационной среды школы / А.
Кудрявцев // Директор школы. – 2007. – № 1. – С. 14–20.
Маркачев, А.Е. Применение метода проектов в школьной практике/ А.Е. Маркачев, Т.А. Боровских,
Г.М. Чернобельская // Химия в школе. – 2007. – № 2. – С. 34–36
Нефедова Л.А., Ухова Н.М. Развитие ключевых компетенций в проектном обучении // Школьные
технологии. - 2006. -№ 4.- с.61 .
Новиков А.М., Новиков Д.А. Образовательный проект: методология
образовательной деятельности. - М.,2004.
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие
для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ,2003
Алексеев А.Г., Леонтович А.В., Обухов А.С., Фомина Л.Ф. Концепция развития
исследовательской деятельности учащихся// Журнал «Исследовательская работа
школьников» №1, 2002. С.24-34.
Григорьян И.С. Исследовательская работа учащихся в лицее // Исследовательская
деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник
статей / Под общей редакцией к. пс. Н. А.С. Обухова. М.: НИИ школьных
технологий, 2006.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».