РП по предмету ручной труд для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения. В.1) 4 класс

2

1.Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету ручной труд для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения. В.1) для 4 класса
составлена на основе:
1.Приказа МИНОБРНАУКИ России от 19.12.2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); Приказа МИНОБРНАУКИ России от 19.12.2014 № 1598 «Об
утверждении ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
2. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования»
от 20.05. 2020 № 254; от23.12.2020№766.
3.Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями В.1) МАОУ«Велижанская СОШ» от 2021 г;
4.Учебного плана МАОУ «Велижанская СОШ , реализующего общее образование обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальное
нарушение, В.1) на 2022-2023 учебный год .
УМК: «Технология. Ручной труд», Л. А. Кузнецова. Учебник для 4 класса общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные
основные общеобразовательные программы. - М.: «Просвещение», 2021 г.
Цель: всестороннем развитии личности учащегося младшего возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе
формирования трудовой культуры.
Задачи:
 формирование мотивационного компонента учебной деятельности;
 овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности;
 развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее
результаты в опоре на организационную помощь педагога;
 воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе и т.д.);
 уважение к людям труда;
развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду.
Место предмета в учебном плане: 4 класс – 1 час в неделю, 34 ч. в год
2. Содержание учебного предмета
Работа с глиной и пластилином

3

Элементарные знания о глине и пластилине (свойства материалов, цвет, форма). Глина — строительный материал. Применение глины для изготовления
посуды. Применение глины для скульптуры. Пластилин — материал ручного труда. Организация рабочего места при выполнении лепных работ. Как
правильно обращаться с пластилином. Инструменты для работы с пластилином. Лепка из глины и пластилина разными способами: конструктивным,
пластическим, комбинированным. Приемы работы: «разминание», «отщипывание кусочков пластилина», «размазывание по картону» (аппликация из
пластилина), «раскатывание столбиками» (аппликация из пластилина), «скатывание шара», «раскатывание шара до овальной формы», «вытягивание
одного конца столбика», «сплющивание», «пришипывание», «примазывание» (объемные изделия). Лепка из пластилина геометрических тел (брусок,
цилиндр, конус, шар). Лепка из пластилина, изделий имеющих прямоугольную, цилиндрическую, конусообразную и шарообразную форму.
Работа с природными материалами
Элементарные понятия о природных материалах (где используют, где находят, виды природных материалов). Историко-культурологические сведения
(в какие игрушки из природных материалов играли дети в старину). Заготовка природных материалов. Инструменты,
используемые с природными материалами (шило, ножницы) и правила работы с ними. Организация рабочего места работе с природными материалами.
Способы соединения деталей (пластилин, острые палочки). Работа с засушенными листьями (аппликация, объемные изделия). Работа с еловыми
шишками. Работа с тростниковой травой. Изготовление игрушек из желудей. Изготовление игрушек из скорлупы ореха (аппликация, объемные
изделия).





Работа с бумагой
Элементарные сведения о бумаге (изделия из бумаги). Сорта и виды бумаги (бумага для письма, бумага для печати, рисовальная,
впитывающая/гигиеническая, крашеная). Цвет, форма бумаги (треугольник, квадрат, прямоугольник). Инструменты и материалы для работы с бумагой
и картоном. Организация рабочего места при работе с бумагой. Виды работы с бумагой и картоном:
Разметка бумаги. Экономная разметка бумаги. Приемы разметки:
разметка с помощью шаблоном. Понятие «шаблон». Правила работы с шаблоном. Порядок обводки шаблона геометрических фигур. Разметка по
шаблонам сложной конфигурации;
разметка с помощью чертежных инструментов (по линейке, угольнику, циркулем). Понятия: «линейка», «угольник», «циркуль». Их применение и
устройство;
разметка с опорой на чертеж. Понятие «чертеж». Линии чертежа. Чтение чертежа.
Вырезание ножницами из бумаги. Инструменты для резания бумаги. Правила обращения с ножницами. Правила работы ножницами. Удержание
ножниц. Приемы вырезания ножницами: «разрез по короткой прямой линии»; «разрез по короткой наклонной линии»; «надрез по короткой прямой
линии»; «разрез по длинной линии»; «разрез по незначительно изогнутой линии»; «округление углов прямоугольных форм»; «вырезание изображений
предметов, имеющие округлую форму»; «вырезание по совершенной кривой линии (кругу)». Способы вырезания: «симметричное вырезание из бумаги,
сложенной пополам»; «симметричное вырезание из бумаги, сложенной несколько раз»; «тиражирование деталей».
Обрывание бумаги. Разрывание бумаги по линии сгиба. Отрывание мелких кусочков от листа бумаги (бумажная мозаика). Обрывание по контуру
(аппликация).

4

Складывание фигурок из бумаги (оригами). Приемы сгибания бумаги: «сгибание треугольника пополам», «сгибание квадрата с угла на угол»;
«сгибание прямоугольной формы пополам»; «сгибание сторон к середине»; «сгибание углов к центру и середине»; «сгибание по типу «гармошки»;
«вогнуть внутрь»; «выгнуть наружу».
Сминание и скатывание бумаги в ладонях. Сминание пальцами и скатывание в ладонях бумаги (плоскостная и объемная)
Конструирование из бумаги и картона (из плоских деталей; на основе геометрических тел (цилиндра, конуса), изготовление коробок).
Соединение деталей изделия. Клеевое соединение. Правила работы с клеем и кистью. Приемы клеевого соединения: «точечное», «сплошное».
Щелевое соединение деталей (щелевой замок).
Картонажно-переплетные работы
Элементарные сведения о картоне (применение картона). Сорта картона. Свойства картона. Картонажные изделия. Инструменты и приспособления.
Изделия в переплете. Способы окантовки картона: «окантовка картона полосками бумаги», «окантовка картона листом бумаги».
Работа с текстильными материалами
Элементарные сведения о нитках (откуда берутся нитки). Применение ниток. Свойства ниток. Цвет ниток. Как работать с нитками. Виды работы с
нитками:
Наматывание ниток на картонку (плоские игрушки, кисточки).
Связывание ниток в пучок (ягоды, фигурки человечком, цветы).
Шитье. Инструменты для швейных работ. Приемы шитья: «игла вверх-вниз»,
Вышивание. Что делают из ниток. Приемы вышивания: вышивка «прямой строчкой», вышивка прямой строчкой «в два приема», «вышивка стежком
«вперед иголку с перевивом», вышивка строчкой косого стежка «в два приема».
Элементарные сведения о тканях. Применение и назначение ткани в жизни человека. Из чего делают ткань, Свойства ткани (мнется, утюжится;
лицевая и изнаночная сторона ткани; шероховатые, шершавые, скользкие, гладкие, толстые, тонкие; режутся ножницами, прошиваются иголками,
сматываются в рулоны, скучиваются). Цвет ткани. Сорта ткани и их назначение (шерстяные ткани, хлопковые ткани). Кто шьет из ткани. Инструменты
и приспособления, используемые при работе с тканью. Правила хранения игл. Виды работы с нитками (раскрой, шитье, вышивание, аппликация на
ткани, вязание, плетение, окрашивание, набивка рисунка).
Раскрой деталей из ткани. Понятие «лекало». Последовательность раскроя деталей из ткани.
Шитье. Завязывание узелка на нитке. Соединение деталей, выкроенных из ткани, прямой строчкой, строчкой «косыми стежками и строчкой
петлеобразного стежка (закладки, кухонные предметы, игрушки).
Ткачество. Как ткут ткани. Виды переплетений ткани (редкие, плотные переплетения). Процесс ткачества (основа, уток, челнок, полотняное
переплетение).
Скручивание ткани. Историко-культурологические сведения (изготовление кукол-скруток из ткани в древние времена).
Отделка изделий из ткани. Аппликация на ткани. Работа с тесьмой. Применение тесьмы. Виды тесьмы (простая, кружевная, с орнаментом).
Ремонт одежды. Виды ремонта одежды (пришивание пуговиц, вешалок, карманом и т.д.). Пришивание пуговиц (с двумя и четырьмя сквозными
отверстиями, с ушком). Отделка изделий пуговицами. Изготовление и пришивание вешалки

5

Работа с древесными материалами
Элементарные сведения о древесине. Изделия из древесины. Понятия «дерево» и «древесина». Материалы и инструменты. Заготовка древесины. Кто
работает с древесными материалами (плотник, столяр). Свойства древесины (цвет, запах, текстура).
Способы обработки древесины ручными инструментами и приспособлениями (зачистка напильником, наждачной бумагой).
Способы обработки древесины ручными инструментами (пиление, заточка точилкой).
Аппликация из древесных материалов (опилок, карандашной стружки, древесных заготовок для спичек). Клеевое соединение древесных материалов.
Работа металлом
Элементарные сведения о металле. Применение металла. Виды металлов (черные, цветные, легкие тяжелые, благородные). Свойства металлов. Цвет
металла. Технология ручной обработки металла. Инструменты для работы по металлу.
Работа с алюминиевой фольгой. Приемы обработки фольги: «сминание», «сгибание», «сжимание», «скручивание», «скатывание», «разрывание»,
«разрезание».
Работа с проволокой
Элементарные сведения о проволоке (медная, алюминиевая, стальная). Применение проволоки в изделиях. Свойства проволоки (толстая, тонкая,
гнется). Инструменты (плоскогубцы, круглогубцы, кусачки). Правила обращения с проволокой.
Приемы работы с проволокой: «сгибание волной», «сгибание в кольцо», «сгибание в спираль», «сгибание вдвое, втрое, вчетверо», «намотка на
карандаш», «сгибание под прямым углом».
Получение контуров геометрических фигур, букв, декоративных фигурок птиц, зверей, человечков.
Работа с металлоконструктором
Элементарные сведения о металлоконструкторе. Изделия из металлоконструктора. Набор деталей металлоконструктора (планки, пластины, косынки,
углы, скобы планшайбы, гайки, винты). Инструменты для работы с металлоконструктором (гаечный ключ,отвертка).
Соединение планок винтом и гайкой.
Комбинированные работы с разными материалами
Виды работ по комбинированию разных материалов:
пластилин, природные материалы; бумага, пластилин; бумага, нитки; бумага, ткань; бумага, древесные материалы; бумага пуговицы; проволока, бумага
и нитки; проволока, пластилин, скорлупа ореха.

3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

6

Личностные результаты:


Ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию;
Развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и
способов действий, т
Развитие мыслительной деятельности;
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной,
учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
Формирование умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи;
Формирование способности к эмоциональному восприятию учебного материала




















Метапредметные результаты:
адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.)
работать с учебными принадлежностями(инструментами)
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем
темпе; активно участвовать в деятельности, контролировать свои действия;
оценивать действия одноклассников;
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных
критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
устанавливать видо - родовые отношения предметов;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
уметь выполнять элементарные работы с глиной и пластилином, природными материалами, клеем, бумагой;
работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу,
предъявленные на бумажных, электронных и других носителях) под руководством и с помощью учителя.
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс): по вопросам дать отчет о
последовательности изготовления изделий;
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и
учителем; -обращаться за помощью и принимать помощь;

7



слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.

Предметные результаты.
Минимальный уровень:



















знание правил организации рабочего места и умение самостоятельно его организовать в зависимости от характера выполняемой работы,
(рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте);
знание видов трудовых работ;
знание названий и некоторых свойств поделочных материалов, используемых на уроках ручного труда; знание и соблюдение правил их
хранения, санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
знание названий инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройства, правил техники безопасной работы с колющими и
режущими инструментами;
знание приемов работы (разметки деталей, выделения детали из заготовки, формообразования, соединения деталей, отделки изделия),
используемые на уроках ручного труда;
анализ объекта, подлежащего изготовлению, выделение и называние его признаков и свойств; определение способов соединения деталей;
пользование доступными технологическими (инструкционными) картами;
составление стандартного плана работы по пунктам;
владение некоторыми технологическими приемами ручной обработки материалов;
использование в работе доступных материалов (глиной и пластилином; природными материалами; бумагой и картоном; нитками и тканью;
выполнение несложного ремонта одежды)
Достаточный уровень:
знание правил рациональной организации труда, включающих упорядоченность действий и самодисциплину;
знание об исторической, культурной и эстетической ценности вещей;
знание видов художественных ремесел;
нахождение необходимой информации в материалах учебника, рабочей тетради;
знание и использование правил безопасной работы с режущими и колющими инструментами, соблюдение санитарно-гигиенических
требований при выполнении трудовых работ;
осознанный подбор материалов по их физическим, декоративно-художественным и конструктивным свойствам;
отбор оптимальных и доступных технологических приемов ручной обработки в зависимости от свойств материалов и поставленных целей;
экономное расходование материалов;

8







использование в работе с разнообразной наглядности: составление плана работы над изделием с опорой на предметно-операционные и
графические планы, распознавание простейших технических рисунков, схем, чертежей, их чтение и выполнение действий в соответствии с
ними в процессе изготовления изделия;
осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;
оценка своих изделий (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
установление причинно-следственных связей между выполняемыми действиями и их результатами;
выполнение общественных поручений по уборке класса/мастерской после уроков трудового обучения

4. Тематическое планирование, в том числе с учётом рабочей программы воспитания, с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы.
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10
11.
12.

Тема урока

Количество часов

Работа с бумагой и картоном. Виды бумаги и картона, получение и их использование, свойства и
цвет. Предметная аппликация «Дом»
Аппликация- орнамент (коврик)
Изготовление оригами «Собачка, рыбка»
Игра – «Геометрический конструктор»
Экскурсия с целью сбора природного материала.
Композиция «Осенний лес»
Что ты знаешь о ткани? Материалы, инструменты и приспособления. Виды ткани, свойства, цвет.
Как ткани ткут. Виды работы с тканью. Технологические операции при работе с нитками и тканью
Скручивание ткани. Игрушка «Кукла-скрутка».
Цветок из ниток.
1.Тамбурный стежок. Выполнение тамбурного стежка на образце. Стебельчатый стежок.
Выполнение стебельчатого стежка на образце.
Изготовление салфетки выученными стежками.
Виды бумаги для изготовления ѐлочных украшений. Складная снежинка(вычерчивание и вырезание
квадратов)

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

9

13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Объѐмное ѐлочное украшение.(деление круга на равные части с помощью угольника и линейки).
Вырезание симметричных деталей из бумаги, сложенной пополам. Игрушка «Птица», снежинки.
Изготовление новогоднего дерева из бисера.
Модель планера (объѐмная игрушка)
Изготовление коробок разных размеров. раскрой по разметке, рицовка, оклеивание бумагой,
украшающий орнамент.
Петельный стежок. Выполнение петельного стежка на образце.
Салфетки – прихватки.
Салфетки – прихватки.
Пришивание пуговиц.
Изготовление и пришивание вешалок. Стачивание распоровшегося шва.
Что ты знаешь о древесине? Материалы, инструменты. Заготовка древесины. Свойства древесины.
Аппликация из древесных заготовок(поделки из спичек, карандашной стружки).
Аппликация из древесных заготовок(поделки из спичек, карандашной стружки).
Лепка из пластилина фруктов и овощей.
Лепка из пластилина посуды.
Лепка из пластилина геометрических тел.
Набивная игрушка из готового кроя: рыбка
Набивная игрушка из готового кроя: рыбка.
Картонажные изделия.
Изготовление записной книжки раскладушки.
Изделие тряпичная игрушка «Подушка».
Изделие тряпичная игрушка «Подушка».

5.

Календарно-тематическое планирование по ручному труду 4кл (В 1)

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

10

№
п/п

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.

Тема урока

Работа с бумагой и картоном. Виды бумаги и картона, получение и их использование, свойства и цвет.
Предметная аппликация «Дом»
Аппликация- орнамент (коврик)
Изготовление оригами «Собачка, рыбка»
Игра – «Геометрический конструктор»
Экскурсия с целью сбора природного материала.
Композиция «Осенний лес»
Что ты знаешь о ткани? Материалы, инструменты и приспособления. Виды ткани, свойства, цвет. Как
ткани ткут. Виды работы с тканью. Технологические операции при работе с нитками и тканью
Скручивание ткани. Игрушка «Кукла-скрутка».
Цветок из ниток.
1.Тамбурный стежок. Выполнение тамбурного стежка на образце. Стебельчатый стежок. Выполнение
стебельчатого стежка на образце.
Изготовление салфетки выученными стежками.
Виды бумаги для изготовления ѐлочных украшений. Складная снежинка(вычерчивание и вырезание
квадратов)
Объѐмное ѐлочное украшение.(деление круга на равные части с помощью угольника и линейки).
Вырезание симметричных деталей из бумаги, сложенной пополам. Игрушка «Птица», снежинки.
Изготовление новогоднего дерева из бисера.
Модель планера (объѐмная игрушка)
Изготовление коробок разных размеров. раскрой по разметке, рицовка, оклеивание бумагой, украшающий
орнамент.
Петельный стежок. Выполнение петельного стежка на образце.
Салфетки – прихватки.

Кол
иче
ство
часо
в
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

сроки
пла
н

фак
т

11

20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Салфетки – прихватки.
Пришивание пуговиц.
Изготовление и пришивание вешалок. Стачивание распоровшегося шва.
Что ты знаешь о древесине? Материалы, инструменты. Заготовка древесины. Свойства древесины.
Аппликация из древесных заготовок(поделки из спичек, карандашной стружки).
Аппликация из древесных заготовок(поделки из спичек, карандашной стружки).
Лепка из пластилина фруктов и овощей.
Лепка из пластилина посуды.
Лепка из пластилина геометрических тел.
Набивная игрушка из готового кроя: рыбка
Набивная игрушка из готового кроя: рыбка.
Картонажные изделия.
Изготовление записной книжки раскладушки.
Изделие тряпичная игрушка «Подушка».
Изделие тряпичная игрушка «Подушка».

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».